Дети учатся только на примере. Это абсолютная истина. Они воспринимают не слова, которые вы им говорите, а только то, что они реально видят в поведении других людей, особенно, конечно, родителей. Подробнее эту тему раскрывает Елена ЛУКИНА, медицинский психолог высшей категории Психиатрической больницы №1.
У каждого народа есть свои пословицы и поговорки о семье, о детях и об их воспитании. Они могут не хуже всякого Google подсказать, что, как и когда нужно делать. Не хуже книг, подружек, блогеров, бабушек и дедушек. Ведь в них заключена вековая мудрость народа (как ни крути). «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас». Эту пословицу знают все, но, несмотря на это, многие все же предпочитают воспитывать ребенка, а не смотреть на себя.
Подражательность — это психологическая особенность детей дошкольного и младшего школьного возраста. Личный пример родителей имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, уровень самооценки, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.
Отражение поступков взрослых
В чем выражается личный пример родителей?
1. Поведение родителей — пример для подражания их детей. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику.
2. Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели что-то, что противоречит нормам поведения, то они должны конкретно и точно сказать, почему это плохо.
3. Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование.
4. Если перед ребенком будет выбор — поступить так, как говорят родители или так, как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду.
Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь — ищи в себе». Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности.
1. Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверены в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.
2. Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.
3. Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок.
Авторитет родителей
Что делать с ребенком, если он не слушается и как это связано с авторитетом родителей? Вот то самое «не слушается» и есть признание того, что родители в его глазах не имеют авторитета.
Те родители, у которых дети не слушаются, склонны думать, что авторитет дается от природы, что это особый талант. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье и это нетрудное дело.
К сожалению, встречаются родители, которые организуют авторитет на ложных основаниях. Есть много видов такого ложного авторитета. Рассмотрим некоторые из них:
1. Авторитет подавления — это самый страшный вид авторитета. Больше всего страдают им отцы. Если отец дома всегда сердитый, за всякий пустяк раздражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием — такой отцовский авторитет держит всю семью в страхе. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет.
2. Авторитет расстояния — это когда отцы и матери серьезно убеждены, чтобы дети слушались, нужно с ними поменьше разговаривать, подальше держаться. Отец занимается своим делом; у матери тоже свои интересы и жизнь. Дети находятся в ведении бабушки или предоставлены сами себе. Такой авторитет не приносит пользы.
3. Авторитет любви — это у нас самый распространенный вид авторитета. Многие родители, чтобы заслужить эту любовь, думают, необходимо на каждом шагу показывать детям свою любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него спрашивают: «Разве ты не любишь маму?» Родители ревниво следят за выражением глаз и требуют нежности, любви. Такая семья настолько погружается в море любовных чувств, что уже другого ничего не замечает. Дети очень скоро понимают, что папу, маму можно, как угодно, обмануть, только это надо делать с нежным выражением. Их можно даже запугать, стоит только подуться и показать, что любовь начинает проходить.
4. Авторитет доброты — это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но вызывается не поцелуями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Очень скоро в такой семье начинают командовать родителями дети. Они не уважают их, а поэтому родители не влияют на них положительно. На таких детей влияет обычно кто-то другой и очень часто вредно влияет.
5. Авторитет дружбы — многие родители считают, что они должны быть друзьями. Сама по себе мысль правильная: отец и сын, мать и дочь могут и должны быть друзьями, но все же родители должны быть старшими.
Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается, начинается обратный процесс: дети начинают воспитывать родителей; потешаться над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь нет дружбы, так как нет взаимного уважения.
Но бывает часто так, что родители вообще не думают о каком-нибудь авторитете. Сегодня родитель за пустяк наказал, а завтра признается ему в любви; послезавтра что-нибудь обещает в порядке подкупа, а на следующий день опять наказал, да еще и упрекнул за свои добрые дела. Такие родители мечутся в полном бессилии, в полном непонимании того, что они думают. Бывает так, что отец поддерживается одного авторитета, а мать — другого. Бывает и так, что родители просто не обращают внимания на детей, а думают только о своем спокойствии.
Единство требований, авторитет и пример родителей — важное в воспитании детей. Если бывают разногласия, ссоры между взрослыми членами семьи, то не надо допускать их при детях. «Ссоры надо больше скрывать от детей, чем от друзей», — говорит народная пословица. Если вы недовольны женой или бабушкой, не унижайте их, не подвергайте критике при детях. Даже если кто-то из вас провинился, смолчите, отложите неприятный разговор, когда останетесь одни.
Самый лучший детский сад может оказаться бессильным, если в семье ребенка нет нормальных отношений.
Последовательность и твердость
«То, что вас раздражает, есть в вас самих». А учитывая, что вы родитель своего ребенка — то логично, что он все это взял от вас.
Вы можете сейчас возмутиться и сказать: «Какой вздор, этого не может быть!». Я осмелюсь заявить — может. Просто обратите внимание на свое поведение и поступки, а затем на ребенка. Со стороны вы практически одинаковые.
n Ваш ребенок курит — при этом курите вы.
n Вы ругаете ребенка за матерные слова, при этом сами употребляете их в речи.
n Вы кричите на ребенка за то, что он не выполнил свое обещание, при этом не исполнили свое обещание ребенку или кому-либо.
Когда вы замечаете, что поведение ваших детей движется не в ту сторону, с чего надо начинать? Начать нужно с себя.
Чтобы не допустить или исправить неуправляемое поведение ребёнка, предлагаю руководствоваться системой правил:
1. Будьте последовательны. Научитесь держать слово, данное ребёнку, и выполнять обещанное. Не нарушайте установленные семейные правила.
2. Будьте тверды в запретах. Ребёнок может почувствовать слабинку, если по утрам чего-то нельзя, а вечером уже можно.
3. Общайтесь с ребёнком на равных. Уважайте мнение ребёнка, цените его личность, считайтесь с его мнением. Когда отказываете в чём-то — поясняйте, почему.
4. Разработайте режим дня. И добивайтесь его соблюдения ребёнком. Это приучит ребёнка к дисциплине и порядку, сократит к минимуму протесты. С малышом будьте рядом, обучая его повседневным делам. Повторяйте действия вновь и вновь. Пройдёт немало времени, пока он научится соблюдать режим по своей воле.
5. Не кричите. Ребёнок — маленькая личность, которая хочет, чтобы и её уважали. Поэтому будьте уважительны к малышу, не повышайте голос, не ругайте, не обвиняйте, не бейте.
6. Не читайте нотаций. Лучше один раз чётко приказать или заинтересовать, чем нудно увещевать.
7. Не задавайте вопросов, побуждающих ко лжи. Общайтесь с ребёнком чаще. Так вы найдёте общий язык.
8. Крик и чтение нотаций — не лучшие способы воспитания.
Какие качества нужно развивать в ребенке
Детство человека определяет его дальнейшую жизнь, уровень счастья в ней и благополучия. Сей факт доказан психиатрами, и спорить с ними трудно. Поэтому так важно развивать в ребенке правильные черты характера, положительные качества, которые будут служить опорой и поддержкой человеку во взрослой жизни.
1. Самостоятельность. Научите малыша простейшему приему: если случилась какая-то спорная ситуация, то первым действием ребенка должно быть 10-минутное размышление, а не молниеносный телефонный звонок родителям. Но, опять же, в пределах разумного, экстренные ситуации требуют абсолютно другой модели поведения.
2. Уверенность в себе. Берегите каждое достижение своего ребенка, даже если это всего лишь самостоятельно вымытые руки. Учите маленького человечка спокойно и стойко переносить промахи, неудачи и разного рода неприятности. Объясните подрастающему малышу, как важен самоанализ, поиск причинно-следственных связей. Вот тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе, но не самоуверенным.
3. Доброта. Доброта — отличное человеческое качество, которое, к сожалению, встречается сегодня все реже и реже. Место доброты заняло лицемерие, и ребенку трудно сориентироваться в этом случае. Научить доброте своё чадо вы можете лишь личным примером и примером значимых для ребенка людей.
4. Смелость. Современная реальность такова, что порой и смотреть страшно, не то, что существовать в ней. Поэтому без доли смелости в жизни будет трудно.
Учите малыша быть смелым и отважным, естественно, в разумных рамках.
5. Честность. Чтобы ребенок не начал врать, его родителям нужно правильно себя поставить. Следует кардинально пересмотреть систему правил и наказаний за их нарушение. Если ваш сын не будет ждать от вас гнева, то он сам расскажет вам, что именно он разбил вазу. Про грамотное поведение родителей в случаях, когда принято ругаться, отлично написано в книге Джона Грэя «Дети с небес».
6. Оптимизм. Перестаньте плакаться и жаловаться по любому поводу, попробуйте увидеть хоть что-то хорошее даже в самой ужасной ситуации, верьте, что даже если сейчас плохо, потом будет точно лучше. Глядя на вас, ребенок усвоит данную модель поведения, которая в будущем не раз ему поможет.
7. Трудолюбие. Ребенок может помыть за собой тарелку, заправить свою постель, полить цветы на подоконнике. Если обучать ребенка труду понемногу, сначала в виде игры, затем в качестве небольшой обязанности, то отвращения к работе не возникнет.
8. Чувство ответственности. Ребенка нужно учить ответственности на элементарных примерах. Мама устала — пусть предложит ей свою помощь, папа не успевает купить хлеб — это должен взять на себя ребенок (в зависимости от возраста).
9. Умение видеть красоту. Счастье и красота — в деталях. Обратите внимание ребенка на потрясающий закат, покажите прелесть бабочки, сидящей на цветке. На самом деле, даже в отвратительных вещах есть красота, и если вы умеете её видеть, вы — счастливый человек. Дайте же такую возможность и вашему ребенку.
10. Уважение. Взрослый человек должен относиться уважительно как к себе, так и к окружающим. Вне зависимости от званий, статусов, положения и возраста — уважительно относиться нужно ко всем. Почему специалисты рекомендуют не обсуждать при ребенке его учителя или воспитателя? Потому что ребенок отзеркалит ваше отношение к человеку. С возрастом он поймет, где нужно действительно уважение, а где стоит лишь проявить вежливость.
Помните, что «дети учатся тому, чем живут». Если дети живут с враждебностью, то учатся драться. Если дети живут со страхом, то учатся бояться. Если над детьми постоянно смеются, то они учатся быть застенчивыми. Если дети живут со стыдом, то учатся чувствовать вину. Если дети живут с ободрением, то учатся уверенности в своих силах. Если дети живут с похвалой, то учатся ценить то, то вокруг них. Если дети живут в дружелюбии, то узнают, что мир хорош. Если дети живут в спокойствии, то учатся иметь мир в душе.