«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», — оставил печать мудрости в своих строках великий русский писатель Лев Толстой. Его завету уже 128 лет следует дружная династия педагогов – Виктория УСИКОВА и Юлия ЖУЙКОВА, которые последовали примеру своих бабушки и мамы – Марии СЕРЕНКО и Раисы ОРЁЛ. Именно такой общий педагогический стаж семьи, в которой из поколения в поколение передаются бесценные профессиональные секреты.
В ПАМЯТЬ О МАМЕ
— Педагог и наставник — это человек творческий, обладающий огромной душевной щедростью, любовью к детям и безграничной преданностью своему делу, — рассуждает учитель русского языка и литературы в МБОУ СШ № 22 имени Маршала Сергеева Виктория Усикова (общий стаж работы 31 год).
Но каким же нужно быть смелым, умным, терпеливым, выдержанным, чтобы в современном мире быть учителем? — закономерно возникает риторический вопрос.
— Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия, — уверена Юлия Жуйкова, младшая сестра Виктории Ивановны, учитель английского языка в СШ №22 (общий стаж — 19 лет). Так произошло и в их семье.
Бабушка, Мария Андреевна Серенко, 33 года проработала в 33-й школе Макеевки учителем начальных классов. Становление ее учительства выпало на тяжелые послевоенные годы.
— Но я ни разу не пожалела о выбранной профессии. Помню, как трудно было вначале в освобожденном Донбассе. Нашу школу мы сами восстанавливали, расчищали двор, сажали деревья, цветы. Рядом со взрослыми трудились ребята. И никто не жаловался на неудобства, хотя не было ни книг, ни тетрадей. А парты заменяли столы и скамейки, — вспоминала Мария Андреевна в статье «Почетная профессия» в газете «Шахтерская правда» (выпуск от 16 ноября 1958 года).
— Самое дорогое, чем гордится каждый педагог, – это дружба между учениками старших и младших классов, товарищеская помощь, взаимовыручка. Эти качества мы начинаем воспитывать в детях, едва они впервые переступают порог школы, — вот какие напутствия оставила нам Мария Серенко. Они и сегодня актуальны – считают внучки мудрого учителя.
— Наша бабушка знала все учебные дисциплины — и географию, и историю, и математику, и литературу… Не каждый учитель-предметник обладал такими знаниями, — рассказывает Юлия Ивановна.
— Она и нам всегда помогала в учебе, — продолжает нить воспоминаний Виктория Ивановна.
Раиса Александровна, мама наших героинь, последовала по стопам Марии Андреевны. Окончила педагогическое училище, а затем по распределению работала в Красноармейском районе, попала в совхоз (там и познакомилась с будущим мужем). В сельской школе работала учителем начальных классов и даже учителем английского языка. Приходилось и вожатой в лагерь ездить. При этом она параллельно получала высшее образование на филологическом факультете в Таганроге по специальности «Русский язык и литература».
Когда появились дети, молодые родители решили обосноваться в Макеевке.
Раиса Орёл прошла долгий педагогический путь — работала учителем начальных классов в школе №24; заместителем директора по учебно- воспитательной работе, учителем русского языка и литературы в ОШ № 42; учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в школе №33; учителем начальных классов в 13-й школе (после закрытия ОШ №33). Её общий педагогический стаж едва не дотянул до полувека и составил 45 лет.
— Все говорили, что никогда не встречали учителя добрее, — с трогательной улыбкой рассказывает Виктория Ивановна. — В ней было столько душевной теплоты и материнской заботы, что мы, как и все ее ученики, росли в счастье и любви.
— Мама, наверное, и дальше работала, но нужна была помощь в воспитании внуков, — говорит Юлия Жуйкова, мать-героиня шестерых детей. — Шестой малыш родился спустя 6 дней после смерти дорогой мамы.
Символично и то, что наша беседа с Викторией и Юлией состоялась ровно через полгода после трагических событий, связанных с безвременным уходом Раисы Александровны. Поэтому нашу повесть о судьбе этой педагогической династии хотелось бы посвятить ее памяти.
«ОКНА», «УРОКИ» И «ТЕТРАДИ»…
И Виктория, и Юлия не видели для себя другого профессионального пути, чем тот, который им своим примером показали бабушка и мама. Обе на отлично окончили педагогическое училище. Продолжив обучение, Виктория Ивановна поступила в Донецкий национальный университет, который закончила с красным дипломом, а Юлия Ивановна — Горловский институт иностранных языков. Старшая сестра, Бутук Ирина Ивановна, выбрала другую, не менее важную и нужную профессию, она стала прекрасным врачом- вертебрологом.
— Помню, что мама часто не высыпалась. Не раз я находила ее спящей за столом. А рядом в аккуратной стопочке лежали проверенные тетради. Она очень уставала, ведь проверка работ по русскому языку требует большой концентрации внимания, — делится воспоминаниями Виктория Ивановна.
— В нашей семье слова «уроки» и «тетради» звучали чаще, чем слово «хлеб», — с улыбкой отмечает Юлия Ивановна.
Если подумать, то работу учителя вполне можно назвать круглосуточной. Ведь после завершения учебного дня вечером продолжается проверка тетрадей, не говоря уже о подготовке к урокам на следующий день.
— Кроме того, сегодня педагог должен быть постоянно на связи и с учениками, и с их родителями, оcобенно если на него возложены обязанности классного руководителя. Это стало возможно благодаря диалогам в телеграме, — уточняет Виктория Усикова, классный руководитель выпускного класса.
— Сколько работаю в школе, всегда была классным руководителем, — рассказывает о своей профессии Виктория Ивановна, которая, к слову, начала свою педагогическую карьеру именно в СШ №22, где трудится и по сей день. — Люблю, когда мне дают
5-й класс. Ведь очень интересно наблюдать за тем, как развиваются и раскрываются дети. Как растет их потенциал, меняются взгляды, проявляются таланты. В 5 классе они открыты и непосредственны. Говорят о том, о чем думают. В этом возрасте нужно развивать способности ребят, с чуткостью, с учетом индивидуальных качеств личности формировать характер.
— Победам детей в конкурсах и олимпиадах радуюсь больше, чем своим.
Ведь каждый педагог отдает частичку своей души, — делится мыслями Виктория Усикова. — Любопытно и то, что каждый день, общаясь с ребятами, мы, учителя, воспитываем их, а они, школьники, нас. Главное – видеть в каждом личность, не быть равнодушным, воспитывать уважение к людям, человечность. В течение многих лет (еще с предыдущим классом) мы с ребятами регулярно навещали семью Боридченко – ветеранов Великой Отечественной войны. А когда взяла новый класс, то проведывать героев войны пошли уже выпускники школы и пятиклассники. Вы бы видели, как нам были рады! Вот такая преемственность. К сожалению, ветераны уходят из жизни, но не из нашей памяти и наших сердец. Ведь человек жив, пока его помнят.
Викторию Ивановну огорчает, что сегодня дети читают меньше. На это повлияло дистанционное обучение. К тому же, интернет и компьютерные игры тоже часто отвлекают от учебы.
— Хотелось бы, чтобы сегодня ребята читали, в первую очередь, классику. Мы найдем в ней ответы на все вопросы. Люблю произведения Александра Пушкина, Александра Куприна и Роберта Рождествен-ского. Иногда прихожу домой уставшая и, чтобы «зарядиться», открываю книгу любимого автора и читаю. Это помогает справиться с усталостью, — делится «секретами бодрости» Виктория Ивановна.
Как и многие современные педагоги, Юлия Жуйкова и Виктория Усикова применяют на уроках различные инновационные технологии, интерактивные игры и новые методики.
— Учитель XXI века, естественно, использует в своей работе инновационные технологии. Их очень много. Все зависит от учителя, детей, темы урока, — подчеркивает Виктория Ивановна. — Конечно же, на уроках применяем различные методы и приемы: составляем опорные конспекты, синквейны, устраиваем семинары, дискуссии. Но если разобраться, то многие инновационные методы и приемы использовали и раньше (пусть и не называли так). И моя бабушка, и моя мама пытались внести в урок что-то новое, интересное и всегда давали прочные и крепкие знания. Наверное, поэтому нам было легче понять азы этой прекрасной профессии, ведь мы росли в атмосфере педагогической мудрости и профессиональной преемственности.
Сегодня в 22-й школе работают выпускники Виктории Усиковой: Александр Александрович Серединцев, Софья Илдусовна Кадермяева, Валерия Романовна Мельникова.
— Я рада, что они рядом, что выбрали такую важную и нужную профессию, — считает Виктория Ивановна. – Значит, все не напрасно, ведь гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Алиса САДЕКОВА.