Бывают «солидные» семейные династии, насчитывающие несколько поколений, а бывают – молодые, но с не менее интересной историей. У истоков учительской династии Галушка-Федусяк из средней школы №11 стоит Ирина ГАЛУШКА – директор этого учебного заведения, учитель химии и биологии. Последовательницей Ирины Николаевны стала ее дочь Елена ФЕДУСЯК, учитель истории.
«ДЕТИ СЕЙЧАС – ВЗРОСЛЫЕ НЕ ПО ГОДАМ»
Наш разговор с Ириной Николаевной коснулся не только семейных тем. Руководитель много рассказала о школе, в которой трудится, о любви к детям и к профессии учителя, о родном Червоногвардейском районе. Речь в интервью зашла даже об истории Макеевки, и я узнала, какими раньше были школы нашего города. Весь этот контекст очень важен – он даёт проникнуться и понять, почему героини этого материала сделали два основных выбора в своей жизни. Первый выбор – стать учителем, и второй – остаться в Макеевке, несмотря ни на что.
В настоящий момент из династии работает в школе только Ирина Николаевна, а её дочь Елена находится в декрете с младшим сыночком, которому только 5 месяцев. Его назвали Ильёй, в честь святого Ильи Макеевского, потому что он родился 2 августа. А старший сын – шестилетний Назар – уже учится, причём в этой же школе.
— Ирина Николаевна, бабушки обычно много времени уделяют внукам. У вас получается успевать общаться с мальчиками и при этом выполнять ответственную работу в школе?
— Очень стараюсь уделять внукам время. Мне трудно передать словами свои чувства к ним. Когда любишь единственного ребёнка, то даже не представляешь себе, что можно любить кого-то ещё сильнее. Оказывается, – можно.
Когда дочь была маленькой, я училась в университете, много работала. Так бывает, что учительские дети недополучают внимание родителей. Тем не менее я как мама, наверное, состоялась.
Но когда родился первый внук и я взяла его на руки, то поняла, что испытываю особенные эмоции, очень сильные. Может быть, еще потому, что он такой маленький был, или потому что мальчик. Теперь я по-другому расставляю приоритеты, и у меня получается больше времени проводить с внуками.
— Назар хорошо принял тот факт, что у него появился братик?
— Он сам на протяжении года или двух всё время говорил, что хочет братика или сестричку. Поэтому он, конечно же, рад его рождению.
Когда моя дочь выросла, я тогда только поняла, как ей не хватает брата или сестры – родной кровиночки, с которой можно было бы обсудить что угодно и которая бы тебя всегда поддержала. Родителям ведь всего не расскажешь, и детям тоже.
Нас у мамы было двое – я и брат. Но брат погиб несколько лет назад, и мне без него тяжело… Это потом у меня появились друзья, проверенные временем, а раньше их не было.
— Старший внук пошёл в школу относительно рано, не захотел подождать еще годик?
— Возможно, что рановато – это моё мнение. Но с Назаром разговаривала не только я, а и другие члены семьи. Ответ мальчика меня удивил: «Бабушка, ты знаешь, мне в садике уже не интересно, я уже готов к школе!». Так как ему на тот момент было 6 лет и 2 месяца, то его направили на медико-педагогическую комиссию. На ней было 10 представителей, и каждый задавал внуку вопросы. Я была там и наблюдала всё. Как директору, мне было приятно, что он достойно отвечал на все, но как бабушке, было жалко мальчика. Это даже для взрослого человека – серьёзное испытание, а для ребёнка – тем более. Но в итоге его приняли в школу, и ему здесь нравится. И мне приятно осознавать, что Назар – взрослый не по годам.
Да и вообще, мне кажется, что теперешним нашим детям пришлось рано повзрослеть. Они живут в сложное время. Как-то я сделала внуку замечание, и он мне сразу ответил: «Ну что же ты хочешь от меня, я же ребёнок войны». И это он говорил, когда ему было пять лет.
Как-то мы с семьей выехали на отдых в Абхазию. Надо было ехать поездом. Назар раньше видел поезда только со стороны – не пассажирские, а грузовые. Когда стояли в Ростове на вокзале, объяснили ему, как вагон трогается, и так далее. Но когда зашли в вагон и поезд начал набирать обороты, он испугался стука колес, перепутав их со звуками стрельбы. Мы успокоили его, конечно, всё объяснили, он потом привык к этому звуку.
Честно вам скажу, мне жалко нынешних детей – у них детство не такое, как у нас было.
— Да, младшеклассников наших удивляет даже горячая вода из крана круглые сутки, когда они выезжают в другие регионы.
— Когда в других регионах страны наблюдаю за детьми и сравниваю их с нашими, то понимаю, насколько наши отличаются. Они всё замечают – и каждый красивый цветочек, и тишину, и воду из крана. Это мы, взрослые, застали период, когда у нас всё было хорошо, а дети такого не видели.
ЖИТЕЛИ ЧЕРВОНОГВАРДЕЙКИ СЧИТАЮТ СЕБЯ ДОНЧАНАМИ?
Ирина Николаевна, несмотря на опасность и на значительное расстояние от работы, остаётся в Червоногвардейском районе:
— Я родилась там и выросла, и до сих пор живу. До Киевского района Донецка – всего две остановочки. Как и многие жители Гвардейки, я совершенно не знала Макеевку. Мы же считали себя донецкими – гулять ездили в парк Щербакова, на площадь Ленина, в цирк, в театры.
Макеевку я начала узнавать уже во время учёбы в педучилище. И узнала, например, что на месте БТИ (сейчас – администрация Центрально-Городского района) была старая гостиница.
Будучи резервистом на директорскую должность, я ездила в Горняцкий район, в СШ №12. Я вам скажу честно, была предельно удивлена, как далеко находится эта школа, – казалось, мы едем и едем, полем-лесом, полем-полем, и это всё ещё Макеевка! И вдруг в конце поля посёлочек, и там школа. Тогда я прочувствовала, какой громадный город у нас.
— Сейчас вам приходится издалека ездить на работу.
— В жизни так сложилось, что я когда в 1989 году пришла устраиваться на работу, то пошла по распределению в школу №94 – это была небольшая поселковая школа в нашем районе, но не рядом с домом. Затем я стала заместителем директора и перешла работать на Киров-скую сторону, в школу № 28. И после пришла работать в эту 11-ю школу. Она у меня третья. Меня перевели сюда в октябре 2005 года, я была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а 27 августа 2006 года стала руководителем школы.
— А чем эта школа для вас особенная, в чем ее отличие от других?
— Я каждую свою школу люблю по-своему. Первая – потому что это моя первая работа, вторая – потому что там должность была повыше. Директором в СШ№28 у нас была Валентина Коптикова. И когда Валентина Семёновна приходила в школу, я видела, как все радуются её приходу. Я, как заместитель, старалась перенять такой стиль работы. Это руководитель, который каждый гвоздь в своей школе знает. Не говоря уже о том, что, сколько детей, семей, сколько судеб прошло через эту школу. Это огромное количество знакомств!
Так и я сейчас – с тех пор, как пришла в эту школу, у нас столько всего уже было. Столько учеников выпустили! И так приятно осознавать, что они тебя помнят. У меня была ситуация, когда я была в Израиле, на самом юге страны, стояла, любовалась Красным морем, и вдруг услышала: «Здравствуйте, Ирина Николаевна!». Это был мой бывший ученик! Это чувство не передать словами, тогда я осознала, сколько же у меня выпускников и в России, и за границей. Приятно и неожиданно было встретить родную душу, земляка, в чужой стране.
ВОЗЛЕ ШКОЛЫ БЫЛ ФОНТАН
— Ирина Николаевна, войдя в школу, я обратила внимание на небольшой косметический ремонт на этажах. Особенно понравились необычные обои, которые подчёркивают красоту архитектуры старинного здания школы. Вы сами их выбирали?
— Да, я активно участвую в выборе материалов и слежу за ходом ремонта. Должность директора предполагает активное участие во всем. Недавно нам завезли оборудование для пищеблока из Свердловской области, мы его установили – там всё есть: и печи, и морозильные камеры, и специальная мебель, и мясорубки и так далее. Но в этом помещении еще предстоит ремонт.
Мы стремимся оснастить школу необходимыми вещами, и в минувшем году нам очень в этом помогли. Из Сургута нам передали оборудование для кабинета психолога – лампа для релаксации, кинетический песок, доски с различными текстурами, которые интересно трогать и на которых можно стоять босиком.
У нас обучаются детки с ограниченными возможностями здоровья, и это оборудование позволяет им лучше адаптироваться к жизни, к учёбе. Теперь в кабинете психолога настоящий аншлаг! Но в этом кабинете не только дети могут релаксировать – это и взрослым порой необходимо.
У нас в Червоногвардейском районе пострадало много школ. И ученики одной из них учатся сейчас в нашей школе. Их возят к нам двумя автобусами.
— Как вам еще помогают регионы-шефы?
— Когда мы начали интегрироваться в Российскую Федерацию, над нами взяла шефство средняя школа №6 города Когалым (ХМАО). Они оказывают нам помощь. В прошедшем году у них был юбилей – 35 лет – и они меня пригласили. Но я не смогла поехать, так как мы в то время как раз делали ремонт, приводили в порядок столовую. Но очень хочу побывать в этом городе, хоть он находится так далеко. Я бы с удовольствием пообщалась с директором Когалымской школы Ольгой Ивановной Дзюбой. Хочется увидеть эту героическую женщину. У нее обучается более двух тысяч учеников! Для сравнения – в нашей школе сейчас учится около 400 детей, если считать вместе с гвардейскими.
— Эта школа, хоть и очень старая, но такая впечатляющая – с арками, колоннами, огромными окнами.
— Это четырёхэтажное монументальное здание, которое, если его привести в порядок, будет смотреться очень величественно. Мне нравятся и эти высокие ели у входа, и территория школы, и само здание – несмотря на высокие потолки и широкие лестницы, здесь по-домашнему уютно, чувствуется такая семейная, доброжелательная атмосфера.
И еще мне нравится, что школа расположена так, что в первую половину дня солнце светит в одну сторону, а во вторую половину дня оно находится уже с другой стороны. Это удобно – в тёплое время года до обеда солнце светит как раз в учебные кабинеты, а после обеда уходит, и поэтому сильной жары здесь не бывает.
Но есть и сложности – отремонтировать такое здание невероятно сложно. Но когда мы всё это сделаем, и когда обновим фасад школы, она будет смотреться совершенно по-другому. Верю, что это время придёт и здание обновят – всё-таки это наша история, её важно сохранить.
Ну а пока в ближайших планах – сделать спортивную площадку на территории школы.
— Когда же построена эта школа, в каком году?
— В своё время мне стала интересна история нашей школы. Я выяснила, что в конце 20-х годов прошлого века рождаемость в Советском Союзе выросла очень сильно, стало не хватать больших средних школ. И в 1935 году выстроили эту школу – всего за полгода! Она отличалась от всех остальных тем, что у входа в нее был фонтан. Сейчас это цветник. Также в этом здании есть вход в подвал на первом этаже, так вот – раньше там располагались раздевалки и душевые комнаты. Школа приняла учеников уже 28 октября 1935 года.
Пришлось школе пережить и сложные годы Великой Отечественной войны. В 1941 году выпускники школы вместе с учителями поехали добровольцами на войну. И их эшелон так и не доехал – его разбили. Все, кто в нём был, погибли, так и не доехав до пункта назначения.
В 1943-м году здесь, в стенах этой школы, была немецкая военная комендатура. Со стороны двора они устроили конюшню. Вот даже такое здесь было… Ну а затем, когда уже освободили Макеевку, история началась совершенно другая.
Кстати, до 1954 года это была школа для мальчиков. Девочки же учились в том здании, где сейчас находится корпус Аграрной Академии – на улице Ленина. Мальчики и девочки ходили друг к другу в гости только по большим праздникам. После 1954 года мальчики и девочки начали учиться вместе.
ДЕТСКАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗНАЧИТ ОЧЕНЬ МНОГО
— Преподавание – творческий процесс, общение с детьми. А работа директора – больше административная. Вы не скучаете за тем, что раньше в вашей деятельности было больше творчества?
— Не только скучаю, иногда даже плачу. Когда из учителя начальных классов я стала заместителем директора, мне первое время было очень тяжело. Тогда всего лишь 9 часов могла вести уроки. И вот в те моменты, когда звенел звонок, все бежали на уроки, а у меня урока не было, я так жалела… И сидела с бумагами больше, чем контактировала с детьми.
И вот сейчас, казалось бы, да, я директор, да, работы очень много, но я не могу лишать себя удовольствия преподавать. Мне необходимо видеть реакцию детей, мне надо общаться с ними, мне надо видеть их. И когда этого общения нет, мне очень его не хватает. Ведь то, ради чего я выбрала эту профессию, это вот именно дети.
Когда я прохожу по первому-второму этажу, где обучаются ученики начальных классов, спокойно там пройти не могу во время перемены! Дети подбегают, обнимают меня. Старшие ученики ведут себя уже более сдержанно, но и с ними мне нравится общаться.
Вот как-то, знаете, приятно, когда выходишь с урока, а дети тебе говорят: «Спасибо большое за урок!». Может быть, раньше я не вслушивалась в эти слова, а сейчас всегда обращаю внимание на реакцию детей после урока. Это, правда, очень приятно. Это вдохновляет и это многого стоит.
СЕМЬЯ – ЭТО ГЛАВНОЕ
— Новый год вы встретили с семьей?
— Я поехала к мужу, он военнослужащий, командир роты огневой поддержки с позывным “Калина”. Хотела Новый год встретить с ним, с ним и встретила.
Вообще у меня есть мечта, чтобы мы собрались все вместе, вся семья. Пока такой возможности нет.
Ну я стараюсь держаться и поддерживаю свою маму, Галину Васильевну. В позапрошлом году я попала под обстрел, мама очень испугалась за меня, с сердцем начались проблемы. Поэтому мы стараемся теперь быть рядом. Кстати, она ведет активный образ жизни, работает в администрации Червоногвардейского района и поёт в народном ансамбле «Рябинушка», она у меня солистка. Работа и хобби поддерживают её и отвлекают от плохих мыслей.
В 2014 году, а потом и в 2022-м очень многие уехали в другие регионы России. Но в нашей семье никогда таких решений не принимали. Тяжело ли, хорошо ли – мы всегда оставались здесь и сейчас остаёмся. Хотя и родственников у нас очень много в других областях, и все приглашают, зовут. Но как же бросить школу, дом, свой любимый цветник во дворе, за которым я ухаживаю. У меня есть любимая книжка, любимая кружка, всё родное и привычное. Невозможно же всё оставить.
В какой-то степени я радуюсь за тех людей, которые могут резко изменить свою жизнь, – просто взять и уехать. Но сама так не смогу сделать. Все, кто остались, стали за эти 10 лет сплочённее и дружнее, во всяком случае, в своём окружении я это наблюдаю. Мы живём в 10 километрах от Донецкого аэропорта, и в 2014 году, когда была очень неспокойная обстановка в этих местах, мы постоянно созванивались друг с другом, узнавали, всё ли в порядке. И утром, и вечером звонили.
ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Рассказ о династии был бы неполным, если бы нам не удалось связаться с учителем истории и молодой мамой Еленой Федусяк. Вот такое экспресс-интервью у нас получилось:
— Елена, вы с детства хотели быть похожей на маму?
— Да, мама – моя первая учительница, и я переходила из школы в школу вместе с ней все время. Она для меня пример во всем, особенно в умении найти подход к каждому ребенку и взрослому. Ирина Николаевна всегда приветлива со всеми, улыбается каждому при встрече. Она находит выход из любой ситуации, не ругаясь при этом ни с кем.
Мама активно осваивает и внедряет в свою деятельность новые технологии, чтобы школа становилась более современной и интересной для учеников и учителей.
— У вас похожий стиль преподавания?
— Да, я стараюсь перенять те качества, которыми восхищаюсь. Все эти годы учусь у мамы всему – разговаривать с учениками, коллегами, родителями, вести уроки, решать непростые вопросы.
— Но все же вы выбрали для себя историю, а не химию.
— Я училась на юриста, в 2013 году пошла работать в школу и преподавать правоведение. После 2014 года переучилась на учителя истории и обществознания и стала преподавать эти предметы, заменив уехавших из города учителей.
— Ваш старший сыночек хочет продолжать вашу династию?
— У него другие желания – хочет стать фермером. И математику любит.
— В вашей семье кто-то еще преподавал когда-нибудь?
— Прабабушка по папиной линии тоже была учительницей. К сожалению, я мало о ней знаю.
— Какие у вас традиции?
— Если мы едем на отдых, то всегда вместе – с мамой, с бабушкой. На праздники тоже с ними. Это то, к чему я привыкла с детства – быть всегда вместе!
О стремлении наших героинь стать еще лучше свидетельствуют многочисленные благодарности, грамоты и сертификаты. Педагоги династии Галушка-Федусяк постоянно совершенствуются, вдохновляя друг друга и своих коллег.
Всех значимых наград не перечислить, но стоит обязательно упомянуть, что Ирина Николаевна награждена памятной медалью «70 лет Великой Победы» (2017); медалью «Фронт сопротивления НАТО» (2016); медалью за «Доблестный труд» Международным общественным фондом «КОМАНДАРМ» геральдическим отделом города Москвы (2018); медалью М. В. Ломоносова (2018); Орденом «За верность Родине СССР» в соответствии с указом Высшего совета Международного Союза офицеров (2017).
У директора есть Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий и эффективное использование цифровых предметно-методических материалов (2019) и еще десятки наград.
Руководитель активно делится своим опытом работы на сайте Multiurok и имеет свидетельства о публикации.
Елена Федусяк также активно участвует в конкурсах и проектах, получает награды. Самая новая — это Благодарность за подготовку учащихся III Республиканского конкурса «Моя аграрная Республика»-2023.
Ильмира НИГАМЕТОВА.