Железная дорога – это на всю жизнь

Президент России Владимир Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. Соответствующий указ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.Железная дорога – это на всю жизнь
«В целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю провести в 2024 году в России Год семьи», — говорится в документе.
Поэтому «Вечерняя Макеевка сегодня» начинает новый проект. Мы будем рассказывать читателям о трудовых династиях нашего города.

Государственное предприятие «Макеевпогрузтранс» обеспечивает перевозку грузов вот уже 140 лет. И больше 80 лет на нем трудится династия, родоначальником которой стал Филипп БУЛАВА. Мы пообщались с внуками и правнучкой Филиппа Ивановича, которые продолжают его дело.

ОБЩИЙ СТАЖ СЕМЬИ – 277 ЛЕТ
Александр БУЛАВА – заместитель директора по производству. Планирует работу и обеспечивает деятельность трех участков предприятия – в Макеевке, Донецке и Харцызске.Железная дорога – это на всю жизнь
— Наш общий семейный стаж работы на этом предприятии — 277 лет! – рассказал Александр Александрович. – Первым был дедушка – Филипп Иванович. Он поступил на работу в 1940 году и сначала был дежурным по станции «Макеевка грузовая» (сейчас – «Юбилейная»). Потом он стал начальником станции. Работать в сороковые годы приходилось в самых непростых условиях. Тогда уголь транспортировали на паровозах. А это значит, что труд по большей части был ручным, неавтоматизированным. Но этому поколению удалось восстановить железнодорожное хозяйство, и в последующие годы оно постепенно расцветало.
— Кто из вашей семьи пришел на предприятие следующим?Железная дорога – это на всю жизнь
— Отец, Александр Филиппович. Он пришел в 1960 году и его трудовой путь чем-то похож на дедушкин – сначала был дежурным по станции, затем – начальником станции. После он стал начальником грузовой службы и заместителем директора по производству.
В это же время начала работать и мама, Мария Ивановна. Начинала с дежурной по станции, потом трудилась в должности грузового диспетчера.
Железная дорога – это на всю жизньДядя, брат отца, Леонид Филиппович, пришел работать сюда чуть позже, примерно в 1962 году. Начинал монтером ЭЦ (электрической централизации). А потом работал электромехаником службы сигнализации и связи до пенсии.
— А когда сюда пришли вы?
— Мы пришли с женой, Инной Анатольевной, в 1983 году. Она сначала была весовщиком, затем – дежурным по станции, а потом стала диспетчером. Она руководит перевозочным процессом на участке.

ПО СТОПАМ РОДИТЕЛЕЙ
Дочь Александра Александровича – Марина БУЛАВА – поступила на работу в 2003 году монтером по очистке стрелок, затем стала инженером службы пути. Окончила Макеевский транспортно-технологический колледж (раньше он назывался металлургическим техникумом, и его, к слову, окончили все представители семьи Булавы, которые работают в «Макеевпогрузтрансе»).Железная дорога – это на всю жизнь Отучилась в институте по специальности инженер-строитель железных дорог.
— Марина Александровна, почему вы решили пойти по стопам родителей?
— У меня даже вопроса не возникало, кем стать – тем более, родители всегда рассказывали, как весело и увлекательно им было учиться в техникуме. И мне действительно было интересно и учиться, и работать тоже интересно.
— Ваш рабочий день как проходит? Вы все время находитесь в кабинете, в здании?
— В основном работаю с документами, с людьми – собираю информацию, обобщаю ее. Передаю на участки задания от руководства. Во время проектировки пути выхожу на объект, чтобы замерить уклоны, проконтролировать процесс.
— Марина Александровна, а ваши дети тоже в будущем хотят трудиться в этой отрасли?
— Они еще школьники, и не думали об этом. К тому же наша сфера сейчас переживает не лучшие времена, и впереди – неизвестность. Но мы, конечно, надеемся на лучшее.

ВМЕСТО КУКОЛ – СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ
Светлана НАЗАРЕНКО, родная сестра Александра Александровича, работала с 1976 года весовщиком, сигналистом, дежурной по станции, поездным диспетчером, а сейчас она – диспетчер предприятия.Железная дорога – это на всю жизнь
— Светлана Александровна, последовательность должностей, которые вы перечислили, можно назвать «карьерной лестницей»?
— Да, это поэтапный рост – так нарабатывается компетентность. Прежде чем занять какую-то руководящую должность, сотрудник должен пройти и начальные этапы, чтобы понимать, как функционирует предприятие.
Сейчас мой общий стаж составляет 40 лет. Был небольшой период, когда я работала не здесь, а в Казахстане, но тоже в этой сфере.
— Что изначально вас привлекло в этой профессии? Для женщины это необычный выбор.
— Наши родители трудились здесь. Раньше условия работы были другими. Это потом появились радиостанции, светофоры, которые открываются и закрываются. А в прежние времена для того, чтобы передать сигнал машинисту, нужно было давать ему команду флажком, или рожком. И в детстве я всегда играла с этими сигнальными флажками, фонарем, который светился разными цветами, рожком. Мне нравилась «Инструкция по сигнализации железных дорог Советского Союза» — красочно оформленная брошюра с иллюстрациями, на которых изображены светофоры, работники ЖД в форме, поезда. Чуть позже, в школьные годы, я работала на детской железной дороге, которая когда-то была в Макеевке. Так что я с самых ранних лет посвящена в эту тему и меня она всегда привлекала. Мои сын и дочь, кстати, тоже здесь работали некоторое время. У нас даже не было мыслей о том, что можно трудиться в другой какой-то сфере. Мы все даже живем в районе ЖД станции.
— Со временем не поменяли мнение, не пожалели о своем выборе?
— Нет, конечно. Здесь было престижно работать. В лучшие времена моя зарплата была сравнима с шахтерской. И у нас всегда была гордость за свое предприятие, ведь наши достижения были представлены даже на ВДНХ.

ВАЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
— Я так поняла, что вы все живете близко друг к другу. А часто ли собираетесь за одним столом?
— Самый важный для нас праздник – День железнодорожника. Также вместе отмечаем православные праздники, Новый год, наши дни рождения. Особенно объединяющим для семьи является день рождения Марии Ивановны, которая сейчас на пенсии, ей уже за 90, — заметил Александр Александрович.
— Как именно вы отмечаете праздники? Тот же День железнодорожника чем уникален?
— Он проводится в два этапа. Сначала – «предпраздник», это обязательная часть программы – отметить профессиональный день с коллективом, на работе, побывать на концерте, который организовывает предприятие, – на нем лучшие работники награждаются грамотами. К слову, в этом году таких торжеств не было, но все сотрудники все равно отметили свой праздник на рабочем месте. А потом мы уже продолжаем отмечать дома, с семьей, — поделилась Марина Александровна.
— Разговоры на семейных торжествах часто крутятся вокруг работы?
— Да, бывает, даже поспорим о каком-то техническом моменте, и чтобы доказать свою правоту, находим дедушкины инструкции и сверяемся с ними.
— В интернете же быстрее можно найти ответ на вопрос?
— Мы в этих инструкциях хорошо ориентируемся, знаем, на какой странице нужно их открыть. Каждые два года мы сдаем экзамены, чтобы подтвердить свою квалификацию.
Поводом собраться вместе являются не только праздники, но и совместные поездки к Азовскому морю, на пикники, за грибами и в другие места. Не только с семьей, но и с рабочим коллективом. Раньше такие интересные поездки удавалось совершать часто, сейчас – не получается, но есть надежда, что прекрасные традиции возродятся.
После беседы с семьей у меня возникло впечатление, что вся жизнь крутится вокруг железной дороги. Отвлечься позволяют хобби. Например, Александр Александрович любит рыбалку и теннис, участвует в турнирах по этому виду спорта. Светлана Александровна – рукоделие, алмазную мозаику. Марина Александровна занимается фитнесом. Но все же «Макеевпогрузтранс» – это главная любовь на всю жизнь.

Ильмира НИГАМЕТОВА.

Фото Владимира СИПАЧЕВА и из архива семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *