Народная хореографичекая студия «Подснежник» — это место, где дети осваивают танцы различных направлений. Программа обучения выстроена так, чтобы дети могли освоить и базовые навыки, выполняя упражнения из «классики», и учиться танцевать в современных стилях.
А руководит студией династия опытных педагогов – Нинель ГРИБОВСКАЯ, а также ее дочь Анна и внучка Алина ВОТИНЦЕВЫ.
НХС «Подснежник» существует уже 40 лет, и все это время она пробуждает у детей любовь к прекрасному искусству танца и доставляет радость зрителям незабываемыми постановками.
КАК РАСЦВЕТАЛ «ПОДСНЕЖНИК»
Хореограф Нинель Грибовская – основатель студии – начала свой творческий путь в 8 лет. С тех пор она с него не сворачивала, оставаясь верной выбранному делу. В детстве занималась в балетной студии Дворца культуры Макеевского металлургического завода, была участ-ницей Народного ансамбля классического танца «Белые лебеди». Позже окончила хореографическое отделение Киев-ского государственного института культуры и искусств им. А.Е Корнейчука. Работала руководителем хореографического ансамбля «Юность» в районном Доме пионеров в городе Лубны Полтавской области. Затем преподавала хореографию в Культпросветучилище города Сумы.
После возращения в Макеевку, в начале восьмидесятых, Нинель Владимировна снова стала участницей и солисткой Народного ансамбля классического танца «Белые лебеди». В 1983 году возглавила культмассовый сектор и хореографическую студию в Доме учителя.
А через год расцвел «Подснежник»! Нинель Грибовская основала хореографическую студию с таким названием и до сих пор руководит ею. Отличник образования, опытный руководитель и методист очень требовательна к себе и другим. На ее занятиях дети не только выполняют упражнения, но и знакомятся с историей классического танца, учатся понимать язык тела, развивают тонкий вкус.
Многие выпускники студии прошлых лет помнят любимого педагога и остаются на связи. А их ведь уже сотни!
— Нинель Владимировна, говорят, что классическим танцем нужно заниматься чуть ли не с 4 лет. А вы начали в 8. Тем не менее, это не помешало вам добиться успеха в этой области.
— Это не всегда так. Бывают дети, которые начинают заниматься и в более позднем возрасте, и у них все отлично получается.
— Вы основали студию «Подснежник», воспитали и воспитываете десятки юных талантов. По вашим стопам пошли и дочь, и внучка. Можете ли вы сказать, что ваша профессиональная мечта сбылась? Вы именно к этому стремились?
— В какой-то степени я осуществила задуманное. Хотела работать с детским коллективом – и работаю с ним, создала студию. А вот то, что дочь тоже решила заниматься балетмейстерской деятельностью, я не могла предположить. Это ее решение. У нее стало хорошо получаться.
В «Подснежнике» комплексное обучение – есть занятия классическими танцами, современной хореографией, общая физическая подготовка, специальная гимнастика. Так вот, я преподаю детям основы классического танца, а Анна Валериевна и Алина Александровна проводят занятия по современной хореографии. У нас очень разнообразная учебная программа.
— «Подснежнику» уже 40 лет. За это время его название не менялось?
— Название не менялось, но менялось место. Когда я только начинала набирать первых учеников студии, в 1984 году, мы находились в районе 22 линии, в Городском доме пионеров и школьников. Позже, лет через 5, переехали на новое место – в ДДЮТ им. В.Джарты, и до сих пор находимся здесь.
Что касается названия, то оно очень символично. Этот цветок ассоциируется с надеждой, светом, добром. На вид он такой хрупкий и нежный, но на самом деле – выносливый и сильный.
Интересно еще вот что: оказалось, что как раз в 1984 году, в год основания студии, был учрежден Международный день подснежника. Он отмечается 19 апреля. А мы в апреле проводим свои отчетные концерты, подтверждаем звания.
И РАБОТА, И ХОББИ
Дочь Нинель Владимировны – Анна Валериевна – сделала свои первые шаги в танце в 1983 году под руководством мамы. Позже она окончила Макеевское педагогическое училище, была участницей Народного ансамбля классического танца «Белые лебеди».
А уже с 1994 года Анна Вотинцева стала руководителем студии «Подснежник» в Городском доме пионеров и школьников, параллельно окончив Славянский государственный педагогический институт.
Важным достижением в 2021 году для педагога стало получение диплома лауреата 3 степени в республикан-ской Премьере видеообобщений перспективного педагогического опыта «Золотой диск инновационного опыта».
В этом году Анна Валериевна отмечает профессиональный юбилей – 30 лет работы педагогом.
Как руководитель кружка и методист, она задает вектор движения всего коллектива, смело внедряя новые методики.
— Анна Валериевна, занятия в «Подснежнике» довольно интенсивно проходят, они требуют от детей значительных усилий и дисциплины. Случается такое, что новенькие приходят, занимаются немного и вскоре уходят, поняв, что не справляются с нагрузкой?
— Случается такое, это естественно. Остаются самые стойкие. Но сами мы никого не выгоняем, даже если им сложно даются танцевальные навыки. Те, кто трудится, добивается успеха. Но и физические данные имеют значение – у некоторых есть «потолок возможностей», который проломить не получится. И мы никого не будем заставлять делать невозможное. Но развивать пластичность, грациозность, чувство ритма – это всем полезно, это в любом случае лучше, чем не работать над этими навыками.
— Есть проблема с мальчиками? Обычно их мало в таких секциях.
— Да, есть. Но, знаете, в разных городах по-разному бывает. Когда-то в Мариуполе встречала много танцующих мальчиков.
— В семейном кругу часто обсуждаете рабочие вопросы?
— Конечно, и довольно часто. Также мы не перестаем постоянно интересоваться тем, что происходит в сфере балета, смотрим передачи, спектакли. То есть постоянно в этом во всем вращаемся. Это и работа, и хобби. Раньше мы часто ходили в Театр оперы и балета, и эту традицию хотелось бы возобновить, когда это снова станет возможно.
Я и Алина Александровна преподаем современные стили танца – например, jazz, contemporary, modern – и часто смотрим выступления других артистов, посещаем мастер-классы, потому что в этой сфере все довольно быстро меняется, добавляется что-то новое.
— То есть мода на танцы очень быстро меняется и, как мне кажется, движется в сторону усложнения. Это так?
— Для того, чтобы в этом убедиться, можно посмотреть видео, как танцевали дети десять лет назад, и сравнить с тем, как они танцуют сейчас. Много всего изменилось и усложнилось.
— У вас есть любимые звезды хореографии?
— У нас с Нинель Владимировной любимая балерина – Екатерина Максимова. Считаем ее лучшей. Помню ее выступления с самого детства.
— А среди ваших воспитанников – юных танцоров – можете кого-то выделить?
— Мне бы не хотелось выделять кого-то. Наши дети молодцы, они много трудятся, но об особенных достижениях можно будет говорить только тогда, когда они пройдут большой путь – все этапы взлетов и падений. Цыплят ведь по осени считают.
«МНЕ НРАВИТСЯ БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ»
Алина Вотинцева погрузилась в творческую атмосферу «Подснежника» в очень раннем возрасте – в 4 месяца, и с тех пор танец для нее стал родной стихией. Со временем она стала участницей и солисткой этого коллектива, а позже – в 2019 году – стала и его руководителем.
В 2022 году Алина Александровна получила степень бакалавра в Луганской государственной академии искусства и культуры им. Матусовского. Сейчас продолжает обучение – получает степень магистра.
В марте 2023 года девушка заняла
1-е место в муниципальном этапе Республиканского конкурса «Педагог года Донецкой Народной Республики в номинации «Педагогический дебют» — Молодые педагоги дополнительного образования. А в апреле того же года – 2-е мес-то в Республиканском конкурсе «Педагог года Донецкой Народной Республики 2023» в номинации «Педагогический дебют».
Как и мама, Алина Александровна тоже празд-нует красивую дату – 5 лет педагогического стажа.
Алина Александровна говорит, что для нее привычно находиться в постоянном движении – кроме работы в «Подснежнике», она ведет занятия по стретчингу в частном клубе.
— Даже дома, во время отдыха, я просто выполняю упражнения, — признается девушка. – Я могу быть усидчивой, когда это необходимо, но мне больше нравится быть в движении.
— Танцы, выступления – это все тесно связано с искусством создавать сценические костюмы. Кто отвечает за эту сферу?
— Уже давно мы сотрудничаем с портной, Еленой. Она успевает шить костюмы к мероприятиям для наших трех групп – а это около 50 человек – за довольно короткие сроки, меньше чем за месяц. И при этом мы у нее не одни.
— Алина Александровна, как мужчины в вашей семье относятся к тому, что вы с мамой и бабушкой так погружены в мир танца?
— Мой молодой человек тоже танцует и, естественно, относится к этому хорошо. Мы дома часто вдвоем танцуем.
А младший брат танцами не занимается, но в театр и на некоторые мероприятия, связанные с хореографией, ходит вместе с нами.
Ну а остальные мужчины в нашей семье не имеют отношения к танцам, но вполне нормально и с пониманием относятся к тому, что мы так увлечены этим видом искусства.
Суммарный педагогический стаж династии – 86 лет, и из них 74 года посвящены «Подснежнику», талантливым и трудолюбивым детям. И эти усилия не напрасны – дружная и творческая танцевальная команда не раз испытывала радость победы.
Студия особенно гордится признанием высокого уровня на республиканских конкурсах. Одна из таких побед – это Гран-При Фестиваля-конкурса МОН ДНР «Свой Стиль» в декабре 2021 года. А также 1-е и 2-е места Открытого конкурса-фестиваля «Золото осени» в 2021 году и Гран-При в 2019 году. Этот конкурс проводит Луганская Академия Культуры и Искусства им. Матусовского.
География побед студии включает такие города России, как Ростов-на-Дону, Сочи, Волгоград, Москва – и это только очные конкурсы!
Ильмира НИГАМЕТОВА.