Художник-кузнец Виктор МИХАЛЁВ работает в уникальной манере – он создает свои шедевры из останков оружия, осколков мин и снарядов, пуль и гильз. Он был одним из первых, кто начал изготавливать из смертоносного металла розы – символ, знакомый уже каждому. Об этом светлом человеке наш сегодняшний рассказ.
Не так давно друзья из «Цеха 80» (в недавней публикации мы рассказывали о них), планируя визит к Виктору Петровичу, предложили мне присоединиться к ним.
Утро следующего дня выдалось довольно холодным, и, слегка продрогнув на остановке, я рад был укрыться в тёплом автомобиле. И вот машина везёт нас в Пролетарский район Донецка, а мы обмениваемся последними новостями.
Дорога была недолгой. Ворота, украшенные коваными цветами и гроздьями винограда, показали, что мы прибыли на место.
Обменявшись рукопожатием с Виктором Петровичем (а у профессиональных сварщиков очень крепкое рукопожатие), мы выгрузили из автомобиля пачки с электродами и мешок с гильзами для будущих шедевров.
Уютный двор, в глубине которого расположена небольшая кузница. Возле забора штабель из стреляных гильз, остатков от снарядов «Града» и всякого военного железа.
– Виктор Петрович, как вы стали кузнецом?
– Кузнец – это громко сказано, – Виктор Михалёв улыбнулся. – Я мастер прикладного искусства. Если «официально» – заслуженный мастер народного творчества Донецкой Народной Республики. Мне всегда было интересно работать с металлом, ведь я – профессиональный сварщик. Я преклоняюсь перед Патоном, придумавшим электросварку (Борис Евгеньевич Патон – советский учёный в области металлургии, технологии металлов и электросварки. Под его руководством создан принципиально новый способ сварки – электрошлаковая сварка).
И, хотя у меня есть и газовый, и угольный горны, чаще пользуюсь газовой горелкой и резаком: большие заготовки просто не поместятся в горн.
– Вы помните свою первую работу?
– Конечно! Это была роза.
В кузнице много готовых работ. Отдельно стоят розы, прорастающие сквозь гильзы снарядов. И в этом свой символизм, своя философия: победа Жизни над смертоносным металлом. А ещё в мастерской много икон.
– Виктор Петрович, откуда столько икон?
– Люди везут. Со всей России везут. И наши бойцы приносят иконы, спасённые из разрушенных и сожжённых домов. У меня есть три иконы, которые сильно пострадали от пожара: обожжённые, закопчённые дымом. Ничего не было видно. Но два года спустя они проявились.
С 29 октября по 1 ноября в Москве проходила
30-я Международная промышленная выставка «Металл-Экспо 2024», в которой принимали участие две работы Виктора Михалёва – «Корона Российской Империи» и «Крест Победы». Недавно «Крест Победы» был установлен в районе Донецкого аэропорта, как дань уважения бойцам, защищавшим воздушную гавань.
– Часто вас на выставки приглашают?
– Почти каждый месяц! – Виктор Петрович рассмеялся. – Но я не могу ездить на все: мне тогда просто некогда будет работать!
– Я обратил внимание, что у вас стоят несколько самоваров. Это часть какой-то коллекции?
– Я люблю вещи, которые когда-то приносили пользу. Есть обычные электрические самовары, есть старинные. Матушка Елизавета из-под Ярославля передала самовар 1840 года. Он рабочий, мы пьём чай из него.
– Сложности с материалом для ваших работ бывают?
– Особых сложностей нет, многое наши бойцы привозят с «передка». Большая часть готовых изделий расходится на подарки, что-то продаётся, ведь нужно постоянно пополнять расходные материалы: газ, электроды.
– Что бы вы посоветовали молодым мастерам?
– Никогда не гнаться за большими деньгами. Если в работу вкладывается душа, то это не только средство заработка. Не нужно стремиться к тому, что тебе не положено. А то, что нужно – само придёт. И больше помогать людям, делать добро.
Денис КОЛОДЯЖНЫЙ.