Константин Овечко: "Главное, чтобы в домах макеевчан было светло и тепло"

В одной из притч говорится, что много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. Мечта Владыки Варнавы о росписи Собора была услышана Богом.
В феврале 2008 года в Свято-Георгиевском Соборе собрались руководители предприятий, представители местной власти. На повестке дня один вопрос: роспись Собора. Выбирается Попечительский совет во главе с народным депутатом Василием Джарты. В него вошли мэр Александр Мальцев, председатель наблюдательного совета ДМЗ Юрий Филатов и другие.Свято-Георгиевскому Собору, духовному центру города - 30 лет!
Василий Георгиевич, обращаясь к присутствующим, подчеркнул, что Собор это не только визитная карточка нашего города, это — духовный центр Макеевки, области. Приходя в Собор, православные прикладываются к иконам. У них светлеет на душе, приходит успокоение. «Я инициирую быстрейшее его сторительство и, как гражданин города, готов внести первое пожертвование на роспись Собора. Думаю, что и макеевчане поддержат меня и примут активное участие в этой акции».
Весной 2010 года, перед Пасхой, Василий Джарты посетил Собор и в беседе с Владыкой Варнавой сказал: «Владыка, вам не кажется, что Собор созрел для росписи? Он созрел, я чувствую это своим сердцем, душой. Может быть, нам пора приглашать художников?».
В начале июня из Москвы приезжает художник-иконописец Сергей Черный – выпускник Московского художественного института им. Сурикова, за плечами которого росписи храмов в Москве, Святогорской Лавре, Словакии, США и др. Основой для росписи храма он, как и автор проекта росписи художник Алексей Вронский, берет восточно-христианскую роспись храмов XII века, в основу которой положен канонический византийский стиль.
Свято-Георгиевскому Собору, духовному центру города - 30 лет!На вопрос, почему именно из Москвы пригласили художников, Владыка Варнава ответил: «Именно византийский стиль, как никакой другой, передает душевное состояние персонажей того или иного библей-ского сюжета. Именно этот стиль предъявляет к росписи много требований, одно из которых – роспись и архитектура здания должны составлять единое целое. И в этом они высокие профессионалы».
В середине июня завезли металлические конструкции для возведения лесов: устанавливают в алтарной части. Сергей Черный в тесном сотрудничестве с настоятелем храма Епископом Варнавой, изготовителями и подрядчиками руководит их установкой.
На вопрос, почему он руководит монтажной работой, услышали: «От того, как будут установлены леса, многое зависит. К ним должен быть свободный доступ художникам с любой стороны. Во-вторых, они не должны нарушать режим работы Собора. В-третьих, расстояние между ярусами, а их три, должно соответствовать размеру регистров, в которых изображен тот или иной сюжет росписи».
В том, что леса гармонично влились в пространство алтаря и самого Собора, мы могли увидеть воочию, придя в один из дней на службу. 6-30 утра, Литию ведет сам Владыка. Все как всегда. Никакого нарушения гармонии, царившей во время службы, конструкция не вызывала.
А на лесах уже готовятся ко второму этапу: подготовке к росписи стен.
Сергей Черный с прибывшими помощниками «прослушивает стены», как доктор, выявляет пустоты в штукатурке. Обнаружив, их тут же удаляют, штукатурят заново. Если их оставить, со временем они начнут отпадать. «А это ведь не дом, — подчеркивает художник, — а храм, который должен стоять века. Так должно быть. Если бы это было не так, разве мы б любовались шедеврами зодчества и искусства, дошедшими к нам через века».
С этим нельзя было не согласиться.
Метр за метром обследуется поверхность всех стен. И только тогда они покрываются специальной силиконовой штукатуркой, которая будет прослойкой между основной стеной и красками. Это делается для того, чтобы стены дышали, регулировалась температура, чтобы не трескались и не отпадали краски.
Кстати, о красках. Их завезли из Германии. Изготовленные по особой методике, разработанной еще в XVIII веке, они «дышат», переносят влажность, колебания температуры. В некоторые добавляют натуральные пигменты — лазурит, охру и другие.
К росписи приступили в октябре, после того, как Владыка Варнава провел молебен на начало росписи, благословил всех, кто будет выполнять этот этап работы. Обращаясь к присутствующим, он сказал: «Роспись Собора – это благое дело. Надеюсь, что с Божьей помощью мы это преодолеем и в итоге увидим благолепие небоподобное».
– Сергей Анатольевич, вы приступаете к самому ответственному этапу – самой росписи. Какой настрой в бригаде?
– Роспись храма – это работа, рассчитанная на годы. И здесь немаловажную роль играет сплоченность коллектива, поддержка друг друга. Роспись храма – это очень сложная задача. Нужен серьезный настрой, настрой внутренний, молитвенный, с одной стороны. С другой стороны – это искусство, которое требует сосредоточенности на самом предмете росписи. Это большой эмоциональный настрой. Судите сами, возьмем библей-ский сюжет, где Господь по дороге в Эммаус встречается со своими учениками Луккой и Клеопой. Они Его не узнают и, как с простым попутчиком, садятся у края дороги отдохнуть. Но стоило попутчику таким знакомым для них жестом переломить хлеб, они воскликнули:
— Господи, это Ты?
— Я, не бойтесь. Теперь Я с вами во все дни до скончания века.
И разве можно после таких слов «Я с вами во все дни до скончания века», то есть с нами, художнику оставаться равнодушным?
Любое искусство, если оно настоящее, это продолжение творения Божьего. Художник – это только руки, творец – сам Господь, – ответил Сергей Черный.
Может быть, поэтому и получилась такая красота, где все подчинено одному: встрече человека с Богом, Богоматерью, святыми разных чинов. И мы, приходя в храм, сами становимся соучастниками тех или иных событий священной истории. Художникам удалось добиться того, что изображенные на стенах и сводах святые воспринимаются нами, как находящиеся в реальном пространстве, где находимся и мы, молящиеся. Вы поднимаете глаза и видите в одном из регистров в центре сюжет Вознесения Христа.
Спаситель говорит Своим ученикам: “Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой. Будете проповедовать обо мне по всей Иудее и Самарии, и даже до края земли”. Сказав это, Иисус Христос благословил учеников Своих, и когда благословлял, стал отдаляться от них. И вскоре облако взяло Его и унесло из вида их.
А что же ученики? Они продолжают смотреть на небо. Они испуганы, лица их растеряны, и художники передают их состояние колоритом одежды и природы. Они подчеркивают это сочетанием тонов: серого, серебристого, фиолетового.
Кроны деревьев колышет ветер. Что с ними будет дальше? Они этого еще не знают, но знаем мы. И вместе с ними мы будем ждать сошествия Спасителя. Мы воспринимаем их как живых людей, а всю композицию как одно целое, мало того, мы становимся ее участниками.
– Отчего так происходит, почему это захватывает и вызывает такие чувства?
– Роспись – это великая сила, — считает автор проекта росписи художник Алексей Вронский.
— Помимо того, что это богослужебное дело, это еще и общественное дело. Неравнодушных к красоте людей, даже если они не воцерковлены, может привлечь эта красота, красота росписи. Они будут стремиться увидеть это еще и еще. Они придут в храм и, возможно, это станет для них первым шагом к Богу.
Вот что говорит по этому поводу учитель ОШ№53 Галина Тарасова:Свято-Георгиевскому Собору, духовному центру города - 30 лет!
— Для моих учеников стало уже традицией посещение Собора. В каком бы возрасте они ни были, я вижу их преображение после посещения Собора. У них светятся глаза. Они задают священнику вопросы, с интересом рассматривают роспись. Подходят к раке с мощами святого Ильи Макеевского. Я чувствую, что их душа прикоснулась к Богу. Мы благодарны Архиепископу Макеевскому Варнаве, что он благословил нас на посещение Собора, и признательны отцу Ростиславу Карпусь за теплый прием, интересную экскурсию, отеческое отношение к детям.
Мы рассказали вам только о росписи алтарной части Собора, не раскрывая «секретов» художников, которые помогали им добиваться тех или иных эффектов. Мы смотрим на небосвод и нам кажется, что звезды движутся. Как это, почему? Золото «играет». Оно — то зеленоватое, то розовое, теплое, холодное. От чего это? Фигуры персонажей библей-ских сюжетов кажутся двигающимися благодаря чему? Придите в Собор, присмотритесь, поразмыслите, задумайтесь, прочитайте это Евангелие в красках. Вместе со Спасителем пройдите весь путь Его земной жизни, когда Бог призвал Его как Мессию, указавшего путь нашего спасения, затем искупление наших грехов, воскресение, и все это ради нашей вечной жизни.
Духовности родник испив: не расплескать, по жизни пронести, не оступиться.

Раиса БЕЛОБРОВА, редактор православной телепрограммы «Благовест».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *