Известный всему православному миру, один из величайших подвижников нового времени святой Иоанн Кронштадтский писал: «Господи! Воздвигни Ты таких светильников веры на свешнице мира сего, на свешнице Церкви Твоей, да проповедуют они славу Твою, да ревнуют они о славе Твоей и спасении людей Твоих!».
И Господь воздвиг такой светильник в нашем городе в годы страшного богоборчества, безверия в лице схимонаха Ильи. Мы не знаем, по каким тропам Святого Афона ходил схимонах Илья, какими тропами Киево-Печерской Лавры, этого русского Афона, но мы знаем — эти места монашеских подвигов благочестия, где каждая пядь земли полита их молитвами и слезами.
Мы не знаем, сколько троп и к каким храмам проложил схимонах Илья в нашем городе за 19 лет пребывания в нем. Их на тот период, согласно переписи 1911 года, было около десяти: Свято-Никольский в поселке Григорьевка, Ханженково, Берестовке, Ясиновке; Свято-Покровский в Землянках; Свято-Троицкий в центре города и поселке Калиново; Свято-Успенский в селе Макеевка; Трех Святителей на шахте “Капитальная”; храм Святого Митрофана Воронежского на шахте “Коммунар”; Свято-Одигитринский в селе Грузско-Ломовка.
По свидетельству очевидцев, схимонах Илья был частым гостем в Свято-Успенском храме, где служил настоятелем протоиерей Леонид Лашкевич, который затем его и отпевал (в 1946 году). Как вспоминал старожил Иван Генераленко, схимонах Илья приходил молиться в Свято-Троицкий храм поселка Калиново, но среди молящихся его не видно было. Как затем оказалось, он молился в алтаре. Сколько переживаний, скорбей пережил схимонах Илья, переходя из одного храма в другой, из одной семьи в другую, с одного места на другое, скрываясь от гонений, которым подвергались в то время подвижники благочестия.
Характеристику этому времени дает научный сотрудник городского художественно-краеведческого музея Александра Дмитриева:
— 20-30 годы XIX века очень сложные и многогранные. На фоне этой многогранности особо выделяется политика власти запугивания людей. Именно так сегодня оценивается политика репрессий против инакомыслящих, инакочувствующих, инакоделающих.
Под пресс репрессий попали не только интеллигенция, духовенство, но и рабочий класс.
Видимо, эта политика привела к такому состоянию общества, когда человек боялся сказать лишнее, открыть душу другому человеку, опасаясь последствий, была направлена на разъединение людей. Но получилось наоборот. Люди стремились помочь друг другу, спрятать, скрыть. Это стремление стало спасением для многих, в том числе и для моих родителей.
Видимо, схимонах Илья встретил в Макеевке именно это желание, стремление помочь, защитить, не потому что, а, скорее, вопреки стремлению власти люди сплотились, люди стремились к человеческому.
Возможно, за эти годы пребывания в Макеевке и раскрылся в нем дар старческого окормления людей, созревший в результате титанического, более чем полувекового подвига молитвы.
Раскрылся именно в тот период, когда нужно было спасать людей от безбожия, безверия, страха за свою жизнь и жизнь близких.
Накопив богатый опыт, схимонах Илья по промыслу Божию вернулся в родные места, чтобы стать духовным наставником для находящегося в растерянности, в те тяжелые годы испытаний, народа. По свидетельству очевидцев, он многих привел к вере, обучил молитвам, утещил, ободрил, наставил. Когда во второй половине 30-х годов храмы стали закрываться, он сам учил людей читать молитвы, Псалтирь, акафисты. Его любовь к Богу, к людям, светлые глаза, добрая улыбка укрепляли в вере людей, которые обращались к нему за помощью.
Днем и ночью принимал он приходящих к нему людей и не только макеевчан. К нему приезжали священники, монахи, миряне из Киева, Москвы. Привозили книги, одежду.
Люди текли к нему рекой, и он принимал всех, никому не отказывал. Даже будучи больным, никого не отсылал без слова утешения и помощи. И каждый, заходя к нему, видел взгляд старца настолько приветливый, что, казалось, он только и ждал именно этого человека.
Тем, кому помогал, говорил, что это не он исцелил, а Бог. «Господа благодари, молись Ему, благодари – и все будет хорошо в твоей жизни».
«Мир стоит молитвами, а когда молитва ослабеет, тогда и мир погибнет».
“Ходите в воскресенье в храм — и у вас все будет хорошо”.
В газетном очерке не раскрыть всех его предсказаний, пророчеств, чудес. Приведем лишь несколько, касающихся нас и нашего города. Схимонах Илья предсказал: “Засияет город Макеевка многими храмами”. И они засияли. Сейчас их в нашем городе более 30-ти. “Придет время — в нашем городе будут служить многие храмы, много церквей будет построено в Макеевке маленьких и одна будет большая. В центре города будет самый главный собор, самый главный в городе. В нем восстанет разрушенный теперь Троицкий храм (нижний храм в Свято-Георгиевском Соборе)”.
Мой край, все степи, балки, терриконы,
Церквушки, храмы, купола, кресты,
Что славу Господу возносят
И люди молятся у алтаря.
И, как венец духовности людской,
что в муках возрождается отныне,
Храм вырос златоглавый, неземной,
Величен под стать Иерусалиму.
“Рабе Божий! Прийдет время, Макеевка прославится как Небесный Иерусалим.” Как подчеркивала старожил Лидия Плюшко, схимонах Илья говорил не просто Иерусалим, а Небесный Иерусалим.
В годы Великой Отечественной войны он говорил: “Не покидайте Макеевку. В Макеевке никогда не будет голода, разрушений”. “Ее не тронут четыре страшные стихии: наводнение, пожары, землетрясения, разрушающие ураганы”.
По свидетельству очевидцев, схимонах Илья сам составил “Акафист Сладчайшему Господу Иисусу Христу о упокоении схимонаха Ильи”. В Икосе 10 он пишет: “В тот день, когда ангелы поставят Престол Твой, Судия, и Ты возсияешь во славе Отца Твоего, неся воздаяния каждому человеку: О! Воззри тогда милостивно на раба Твоего схимонаха Илию, рцы ему: «Стани одесную Мене»”. А в Икосе 12 пишет: «Иисусе, да прославит он Тебя с лики праведных; Иисусе, да будет он восходить от славы в славу; Иисусе, да узрит он Тебя лицом к лицу».
И просьба его была услышана и исполнена. Он узрел Господа “…лицом к лицу” и стал “…одесную Его”.
Раиса БЕЛОБРОВА,
редактор православной телепрограммы “Благовест”.
Окончание в следующем номере.