Речь должна быть такой же опрятной, как и одежда

Мария БОГДАНОВА – преподаватель культуры и техники речи, режиссёр и актриса, поэт и писатель, член Союза писателей ДНР. Казалось бы, это все – разные виды деятельности, но все они тесно связаны со словом. В этом интервью Мария раскрылась как человек, для которого русский язык – не просто инструмент дляРечь должна быть такой же опрятной, как и одежда общения, но и предмет гордости, который хочется совершенствовать и беречь, и знаниями которого обязательно нужно делиться.
— Мария, расскажите о себе. Как вы стали преподавателем культуры и техники речи?
— Меня всегда восхищала красота письменной и устной речи. С детства я воспитана на классике русской и мировой литературы, кино и музыки и с юных лет тяготею к высокой культуре. Это наложило отпечаток и на мой слог. Это не значит, что я говорю пафосно и высокопарно, но, как ведущая и писатель, я понимаю, что несу ответственность за то, что вещаю в мир. Эту идею несу в массы, преподаю своим ученикам потому, что каждый ответит за каждое слово, выпущенное в мир. Кроме того, речь – это, бесспорно, отражение души человека.
— Как вы считаете, насколько важна культура речи в современном обществе?
— Уровень устной речи – показатель культурного и интеллектуального уровня человека, индикатор уверенности в себе. Это также проявление уважения к себе и окружающим. Речь должна быть такой же опрятной, как и одежда, чтобы рядом с вами приятно было находиться и хотелось общаться. Уровень чистоты речи – это отражение интеллектуального развития народа. Чем богаче речь, тем больше возможностей достичь целей у человека. И наоборот, чем меньше слов в лексиконе человека, тем хуже работает его мозг, и тем меньшего он способен достичь в жизни.
— Что вы думаете о современном состоянии культуры речи в России?
— Так как ДНР и ЛНР теперь тоже Россия, отмечу, что в первую очередь именно здесь сейчас следует уделить особое внимание культуре речи, а начать стоит со знакомства с образцовым московским говором. Думаю, не Речь должна быть такой же опрятной, как и одеждатребует дополнительных пояснений то, насколько важна грамотность произношения русских слов, с момента вхождения Донецкой и Луганской Народных Республик в состав Российской Федерации. Каждый, кто называет себя русским, призван и обязан бережно хранить чистоту и правильность великого и могучего русского языка!
Вы можете сколько угодно рассказывать, что мягкая «г» и другие нарушения правил русской орфоэпии – это наша донецкая особенность, что это никак не влияет на то впечатление, которое вы производите, и никак не мешает вам в вашей жизни, но тот, кто хочет – делает, а кто не хочет – ищет оправдания.
Антон Павлович Чехов писал, что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Я всегда прибавляю, что прекрасной должна быть и речь!
Поэтому каждый уважающий себя человек развивает себя разносторонне, в том числе работая над повышением качества своей речи.
— Вы пишете стихи и прозу. Какой основной посыл вашего творчества?
— Я пишу стихи и эссе. Как упоминала выше, я воспитана на классике, и это, безусловно, наложило отпечаток и на моё творчество. Мои юношеские стихи сравнивали по стилю с пушкинскими. Они были совсем не современными. Позже отпечаток наложили вера и причастность к церковной жизни.
На какую бы тему я ни писала, в моих словах живёт Слово. Оно живёт во всём моём творчестве: и в стихах, и в спектаклях. «От избытка сердца говорят уста». Эта цитата из Евангелия от Луки стала эпиграфом к моему третьему сборнику любовной лирики, который сейчас готовится к изданию. Предыдущие два поэтических сборника были посвящены исключительно теме любви. Третий также посвящен любви, но в более широком смысле. В него также включены эссе на различные душещипательные темы под заголовком «Крик о наболевшем». В наших обстоятельствах сложно планировать, но презентация моего третьего сборника, всё же, запланирована на начало апреля 2024 года и будет приурочена к моему тридцатилетию.Речь должна быть такой же опрятной, как и одежда
— Как вы стали режиссёром?
В 2013 году я окончила режиссерское отделение Донецкого училища культуры (ныне Донецкий колледж культуры и искусств). Затем я набиралась опыта, проходя практику в ДК им. Куйбышева, работая в одной из частных театральных студий Донецка преподавателем и административным руководителем, затем в ЦДЮТ Киевского района педагогом дополнительного образования, руководителем театральной студии и студии по культуре речи. В 2018 году я открыла театральную гостиную при культурном центре «Куприн», набирала группы на обучение актерскому мастерству и на индивидуальные занятия по культуре и технике речи. Я занималась постановкой спектаклей, которые мы с учениками показывали на различных площадках Донецка и Республики, и участвовала в этих спектаклях как актриса. К сожалению, в связи с началом СВО деятельность студии была приостановлена.
— А актёрскую карьеру как вы начали?
— Актёрство – это моя изначальная юношеская цель, которая, видоизменившись в процессе работы, стала сопутствующим инструментом. Вообще же актёрство для меня – это отдушина, это мощный психологический прием, который я использую теперь и в своей работе с учениками.
Среди моих любимых ролей – булгаковская Маргарита, гоголевская Солоха, Черная Балерина из театрализованного концерта “Бал дилетантов”, Сада из авторской пьесы моей ученицы Малики Недельчевой «Порочный круг» и, конечно, Грушенька из “Братьев Карамазовых” (по Достоевскому).
— Несколько лет назад вы основали Республиканский клуб авторской прозы и поэзии “Паллада”, как вы пришли к этому решению?
— Незадолго до создания «Паллады» меня пригласили в Донецкий клуб поэтов, и вскоре руководитель назначила меня своей преемницей. Ознакомившись с опытом и трудами предшественников, я запустила работу в клубе, мы возобновили культурно-просветительскую деятельность и в короткие сроки подготовили материал для очередного сборника.
Но деятельность клуба постепенно приостановилась, да и участники начали проявлять различия в своих взглядах и целях. Поэтому часть поэтов отделилась. Так появилась «Паллада». Наша цель – постоянное развитие, потому что нет предела совершенству. За первый год существования клуба были изданы 3 коллективных сборника авторской прозы и поэзии, я написала сценарии, организовала и провела презентации и другие литературно-музыкальные мероприятия и конкурсы. Во время СВО был издан мини-сборник поэзии переживаний, связанных с войной. Поэты проявляли активность, принимая участие в различных литературных конкурсах, фестивалях и мероприятиях города и Республики. В связи с СВО очная деятельность временно была приостановлена, что не мешало участникам продолжать творить и совершенствовать свои навыки. Так, например, в 2022 году произведения участников клуба были опубликованы в альманахе Союза писателей ДНР, посвященном году молодежи. Я же после трагического известия о гибели моего друга, коллеги по театральному творчеству и истинного христианина – Дмитрия Романовского, посчитала своим долгом создать книгу воспоминаний об этом человеке, чтобы память о нём жила и служила достойным примером для живущих, что и было мною исполнено и приурочено ко дню его рождения. Презентация книги прошла 19 февраля 2023 года в кофейне «Библиотека» и собрала много друзей Дмитрия.
А недавно я провела творческую встречу с молодежью в школе музыкально-эстетического развития «Вдохновение» города Донецка и уверена, что встреча далеко не последняя, потому что молодежи совсем не безразлична писатель-ская тема и тема творчества и саморазвития в целом. В данный момент мы с участ-никами «Паллады» возрождаем прежние порядки и готовимся к изданию очередного сборника, открыток с произведениями наших участников, проиллюстрированными картинами известных художников, и новым культурно-просветительским мероприятиям.
— Какие планы у вас на будущее в связи с вашей деятельностью в РКАПП?
— Продолжать помогать начинающим авторам трудиться и работать над собой и организовывать встречи со зрителями, которые служат стимулом для развития. «Паллада» существует для того, чтобы протянуть руку помощи тем авторам, кто только ищет себя.
— У вас немало и других интересов?
— Я стараюсь совершенствовать себя разносторонне. Главным в жизни я считаю веру в Бога, люблю богослужение, более 12 лет я пою на клиросе, 2,5 года из которых являюсь регентом церковного хора храма Рождества Пресвятой Богородицы в Донецке. Училась на духовных богословских курсах, чтобы понять суть нашей веры, потому что, к моему большому сожалению, большинство верующих людей не знают догматов и не могут отличить канон от традиции или, что ещё хуже, от язычества и суеверия.
Речь должна быть такой же опрятной, как и одеждаС душевной стороны я развиваю себя, читая книги, я это очень люблю и очень жду, когда для зрителей вновь откроются театры.
Важным считаю и физическое развитие, поэтому занимаюсь спортом и танцами.
— Кто является вашим любимым педагогом, наставником?
— Педагоги училища культуры подарили мне знания, которые являются бесценным кладом. Они научили главному, что учиться нужно всегда, но нельзя распаляться на многое – тогда ни в чём не преуспеешь. Нужно оттачивать свой талант и всегда читать книги!
В творческом направлении моим дорогим и любимым наставником и учителем является сейчас Алла Ивановна Кирсанова. Её богатый опыт и знания по вокальному искусству стали для меня спасением и путеводной звездой.
Сейчас я ещё получаю музыкальное педагогическое образование в Донецком государственном университете.
У нашей героини еще много творческих достижений. Но Мария не стремится «почивать на лаврах», а видит перед собой еще не достигнутые, но такие манящие цели. А главное – у девушки много единомышленников, вместе с которыми достигать желаемого и проще, и интереснее.

Дарья ПЕТУШЕНКО,
Ильмира НИГАМЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *