На первый взгляд, юная и хрупкая девушка, а сколько внутренней воли, огня, таланта и воспитания. Настоящим примером для своих учеников и сверстниц смело можно назвать поэтессу, фольклорную певицу и педагога русского языка Лилию Потийко.
Лилия Петровна заинтересовалась поэзией еще в раннем возрасте. В семье культивировалась любовь к книге, часто звучали произведения устного народного творчества.
С отличием окончив среднюю школу, поступила на филологический факультет Донецкого национального университета, который также окончила с отличием.
На данный момент работает учителем русского языка и литературы в МБОШ «Средняя школа №89». Поэтесса принимала участие в республиканских, всероссийских, международных литературных конкурсах и фестивалях, имеет множество наград.
ЛЮБОВЬ К СЛОВУ С ДЕТСТВА
– Лилия Петровна, любопытно, почему вы выбрали профессию учителя, имея столь яркую творческую искру в душе?
– Я росла в доме деда в творческой атмосфере. Дедушка был прекрасным музыкантом и сказителем, любил русские народные и советские песни. Потому и я знала их с ранних лет. Часто пела мне бабушка, а мама открыла для меня мир русской литературы. Увлечение фольклором и литературой, любовь к природе, к родному саду, выращенному руками бабушки и деда, повлияли на меня как на будущего поэта.
Когда пришло время выбирать специальность, поступила на филологический факультет. Учителем быть не планировала, однако близкий друг, мнением которого очень дорожу, однажды предложил мне попробовать себя в роли педагога. Оказалось, что это моё.
– Какие методы и подходы используете в обучении учеников?
– Главное для меня – это любовь и уважение к ребёнку. Важно, чтобы дети хотели приходить на мои уроки, чтобы каждый поверил в себя, начал активнее работать. И, конечно, использую творческий подход, чтобы заинтересовать ребёнка и, возможно, зажечь в нём искорку таланта.
– Как вы считаете, какое значение имеет русский язык в современном мире?
– Отвечу словами Ивана Сергеевича Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».
– Как вы относитесь к нововведениям в системе образования, связанным с интеграцией в Российскую Федерацию?
– Если говорить о дисциплинах, которые я преподаю детям, то могу сказать, что программа по предмету «Русский язык» кардинально не изменилась. Ключевые темы, конечно же, остались. Разве что больше внимания уделяется развитию речи, подготовке к экзаменам.
Коррективы я внесла бы, скорее, в программу по литературе. Считаю, что в каждом классе должны быть отведены часы на изучение произведений о Великой Отечественной войне. Пусть 2-3 часа в конце учебного года, но это необходимо, особенно в нынешних реалиях. А вот некоторых писателей (Солженицына, Шаламова) я и вовсе исключила бы из программы по литературе, заменив их произведения качественной прозой о героях фронта и тыла («Белая берёза» М. Бубеннова, «Честь» Г. Баширова, «Честь смолоду» А. Первенцева и др.).
– Интересно, какой ваш любимый русский писатель и поэт и почему?
– Любимый поэт – Сергей Есенин. Мне близка удивительная образность и музыкальность его стихотворений. Также люблю поэзию Вероники Тушновой, отразившей в своих строках сильные чувства, трогающие читателя. Считаю гениальными стихотворения современного поэта Леонида Корнилова.
– Принимали ли вы участие в каких-либо литературных конкурсах или фестивалях?
– Да. Это внушительный список, поэтому назову лишь несколько: «Зелёный листок» в Твери, Национальная литературная премия «Золотое перо Руси», литературная премия «В начале было слово», Всероссийский конкурс молодых поэтов на приз имени Бориса Богаткова, Московский межрегиональный поэтический конкурс «Россия – земля моя!», телепроект «Поэзия Донбасса».
– Есть ли у вас какая-то литературная задумка и глобальная идея, которую вы бы хотели осуществить в будущем?
– В этом году издала свой первый сборник и поспособствовала изданию сборника детской поэзии. Моя первая книга – это любовная лирика. В планах создание сборника стихотворений, объединённых темой дома. И, конечно, выпуск ещё одного детского альманаха.
«ПОЮ В СВОЁ УДОВОЛЬСТВИЕ»
— Знаю, что вы очень красиво поёте. Какой музыкальный жанр вам ближе?
– Я меломан, но больше всего люблю народную музыку и фолк-рок, советскую эстрадную песню.
– Кто учил вас вокалу?
– Специально вокалу я не училась. Первыми учителями были мои родные. Мы часто пели с дедушкой и бабушкой, мама тоже обладает хорошими вокальными данными.
– Каковы музыкальные планы на будущее?
– Саморазвитие, участие в вокальных конкурсах. Выступать как вокалистка я начала совсем недавно, и первые победы, конечно, воодушевляют. А вообще я чаще пою в своё удовольствие. Можно послушать песни видеочтения стихов на YouTube (ссылка на официальном сайте газеты «Вечерняя Макеевка сегодня»).
– Какую роль играет музыка в вашей жизни сегодня?
– Музыка играет огромную роль в моей жизни, потому что помогает справляться с профессиональным выгоранием, придаёт мне сил. Музыка – один из лучших лекарей, она возвращает душе ощущение гармонии, снимает напряжение.
– Как давно вы руководите хором и как пришли к этому?
– В 2017 году на базе 5 класса СШ №89 создала вокальный коллектив «Казаки-разбойники». Мне было важно заинтересовать ребят тем, что интересно мне самой. К тому же правильно выбранный репертуар содержит большой воспитательный потенциал. Хором наш коллектив стал в прошлом году, когда началось возрождение традиций школьного хорового пения. В условиях дистанционного обучения мы лишены полноценных репетиций, и все ребята с нетерпением ждут, когда мы сможем вновь собираться в классе и исполнять любимые песни.
НОВЫЙ ГОД – ВРЕМЯ ЧУДЕС
– Лилия, расскажите, пожалуйста, подробнее о новогодней благотворительной акции в костюмах.
– Я собираю на добровольной основе деньги, чтобы поздравить детей погибших военнослужащих (в нашей школе 5 таких семей) и одиноких пожилых людей. В ярких новогодних костюмах вместе с детьми мы дарим праздник тем, кто в этом действительно нуждается. Поэтому буду рада, если к данной акции присоединятся и читатели «Вечерки».
– Что можете посоветовать начинающим писателям или поэтам?
– Присматриваться и прислушиваться к окружающему миру, не увлекаться клише, искать свой путь. Например, французский прозаик Флобер призывал своего ученика Мопассана подмечать в действительности те черты, которые не были замечены другими. Он считал, что «каков бы ни был предмет, о котором хочешь говорить, есть только одно слово, чтобы его выразить, один глагол, чтобы его одушевить, и одно прилагательное, чтобы его охарактеризовать». А в современной литературе мы часто видим однотипные произведения, «склеенные» из множества штампов.
– Каким из ваших стихотворений вы хотели бы поделиться с нашими читателями сегодня?
– Хотелось бы поделиться сокровенными мыслями, которые, уверена, найдут отражение в душе каждого макеевчанина.
Стынет солнце в небе мглистом,
Слышен стрекот пулемёта.
Я с упрямством фаталиста
Собираюсь на работу…
Все мы верим: «Обойдётся»,
«Не сегодня», «Будем целы», —
Только чьё-то сердце бьётся
Под невидимым прицелом.
И, вдыхая полной грудью,
Собираю, как в мешочек,
Я в неё простые будни
С ароматом талой почвы.
Замираю на мгновенье,
Чтобы пить усталым взглядом
Небо с клюквенным вареньем
Тёплых мартовских закатов…
Под тяжёлый гул снарядов,
Засыпая каждый вечер,
Знаю: всё пройдёт когда-то,
А Россия будет вечно!
Беседовала Дарья ПЕТУШЕНКО.