Гранты, восстановление и праздники

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, восходящей от земли к Небеси, благоговейная пения о пречестнем Твоем Успении приносим раби Твои, Богородице. Ты же, яко имущая победу над смертию, от всяких нас смертоносных бед свободи, да зовем Ти:
«Церковь эта находится от благочиния в двух верстах, от церкви в поселке Калиновское — в 6-ти, от поселка Грузско-Ломовка — в 20 верстах, от церкви в поселке Димитриев-ское — в 2-х верстах, а от самой консистории — в 150 верстах».Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая
Не правда ли, описание церкви в ведомости 1911 года начинается, как в сказке: «поедешь прямо, поедешь через лес, поедешь направо…». Но, в отличие от сказки (какой бы страшной она ни была, у неё всегда счастливый конец), у этой церкви судьба трагическая. Слобода Макеевка. Свято-Успенская церковь. Построенная на средства прихожан, жителей слободы Макеевка, она поражала своим величием и красотой: кирпичная, с таковой же колокольней, она имела 5 куполов, покрытых оцинкованным железом, по числу прихожан вместительная, огорожена кирпичною же оградою с тремя железными воротами.
— Мой дед, Денис Патана, прожил 95 лет, — вспоминает Анатолий Патана, житель села Макеевка. И, рассказывая о храме, каким он был вместительным, приводит пример: в него могла въехать арба, запряженная волами, проехать по кругу, развернуться и выехать.
Главный престол в ней был освящен в честь Успения Божией Матери, нижний — в честь Святителя и Чудотворца Николая, северный к началу переписи еще не был освящен. При совершении Таинства крещения родителям выдавали метрическую иконочку с изображением святого, который почитался церковью в этот день.
Мария Калиниченко принесла метрическую своего отца, это икона Святого ап. Филиппа. На обратной стороне напечатано житие святого, а ниже можно еще прочитать: «Дан образ сий у купели святого крещения в Успенской церкви села Слобода Макеевка… Филиппу Алексеевичу Лавренову 1904 года, ноября месяца, 13 дня. Священники: (одна фамилия стерта), вторая — Марков». Мария Калиниченко хранит её как семейную реликвию вместе с фотографией храма, где среди мальчишек, стоящих перед храмом, стоит и её отец, как утверждает Мария.
Служили в церкви 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Жизнь шла своим чередом. Они совершали богослужения, требы. Так, в год переписи было крещений 405, браков 39, погребений 152.
Священник Александр Марков в 1898 году открывает при церкви церковноприходскую школу, где читал Закон Божий. Другие предметы читали диакон Тимофей Попов и псаломщик Михаил Коротун. В 1911 году в школе учились 72 ученицы.
В Слободе Макеевка была и земская школа (рядом с теперешним вентиляционным стволом ЧПП «Горняк 95»). Заведовал ею учитель Терновской, а Закон Божий читал священник Леонид Лашкевич.
1898 год. Год начала строительства Свято-Успенского храма 1888-й, значит, школы работали при строящемся храме, или в Слободе уже был храм?! Рассказывает Татьяна Шарафан, зам. директора музея по научной работе:
— В слободе Макеевке первый храм начали строить еще в 1871 году, к этому времени село, как наиболее крупное в округе, стало волостным, т.е. административным центром Макеевской волости, Миусского округа, Области Войска Донского. В связи с увеличением численности населения, улучшением его материального состояния и изменением статуса поселения, на общем собрании сельского общества решено было «усердием и средствами крестьян» построить православный храм. Под будущую церковь выделили участок земли, собрали необходимые средства, получили соответствующее разрешение и благословение от епархиального начальства.
В 1871 году начали возводить деревянную церковь во имя Успения Богородицы.Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая
В 1873 году еще недостроенное здание сгорело. И тогда под церковь приспособили каменное помещение крестильни, которую почему-то сельчане называли «караулка» (может быть, потому, что сюда заходили греться во время обхода села ночные сторожа). К этой приспособленной однопрестольной во имя Успения Богородицы церкви пристроили деревянную колокольню, стоящую на деревянных столбах.
В Макеевском музее хранится интересный документ — «Ведомость Области Войска Донского Миусского округа слободы Макеевки Успенской церкви о бытии жителей означенной слободы в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Тайн Причастия», который датируется 1874-1875 годами. В этом документе имеются сведения обо всех жителях Слободы Макеевка, указаны их фамилии, имена, возраст, социальное положение.
Действительно, эти данные подтверждаются пунктом 16-м ведомости, где читаем: «… Копии метрических книг с 1871 года и исповедная росписи с того же года имеются налицо, хранятся в архиве церковном».
Иван Яковлевич Славский, старожил села Макеевка, показывает нам место, где был этот первый в слободе храм. Мы проходим по мосту через речку, бурно текущую, наполненную весенними водами, и идем к тому месту, где была эта церковь. «Эта церковь была на правом берегу речки Грузской, которая делит село на 2 части, а новый храм, о котором вы рассказываете, начали строить на левом, высоком берегу, на том месте, где сейчас стоит здание сторожки, сохранившееся с тех времен. Храм было видно на много верст вокруг».
Мы идем к месту разрушенного Свято-Успенского храма, который строили так долго — 13 лет (с 1888 по 1901 год) и который прожил так мало: его разрушили в 1935-м. Открывается панорама Макеевки. Рядом со сторожкой проходит трасса.
Машины идут одна за другой, даже не подозревая, говорит Иван Яковлевич, — что проезжают через алтарь храма. Не знаю точно, — добавляет он, — но говорят, что этот храм был выше даже Свято-Георгиевского на 6 метров. Может быть, потому парнишка из детского дома, сирота, которого послали сбросить колокол с храма, не устоял перед такой высотой и упал?
Вспоминает Лидия Сиверская:
— Здесь был колхоз имени Петровского, богатый, миллионер. В храме хранили зерно: колхоз содержал детский дом. Помню фамилию этого парня — Кийко, а имени не помню. Может, его и послали на колокольню потому, что он был сирота? — Она вытирает слезы: — Не могу и теперь без слез вспоминать, такую красоту разрушили.
— Когда сказали, что рушат храм, — рассказывает Неонила Патана, — туда побежали все, и моя сестра Лида, хотя мама её не пускала, дескать, нечего тебе там делать. Такое горе, а ей — смотреть. Но она убежала, вскоре прибегает, трясется, бледная, не может слова сказать, мама её еще и отшлепала. Оказалось, когда упал колокол, было впечатление, будто земля разверзлась (такой гул пошел от удара) и сейчас все уйдет в землю.
Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющаяОт испуга она и побежала домой.
— Накануне этого дня, — подхватывает Валентина Поборознюк, — всю ночь кричали сычи (совы), их много водилось на колокольне. Было жутко это слышать. И люди говорили: не к добру это. Они долго летали и днем. Сядут, взлетят, кричат, плачут. А внизу уже под фундамент подкапывали ямы, закладывали взрывчатку. Господи, грех-то какой на свою душу взяли, может, поэтому так и живем, как «заслужили» перед Богом?
Анна Набокова подводит меня к своему дому, он стоит напротив того места, где был храм, возле калитки лежат два огромных камня.
— Эти камни растаскивали люди, два упали здесь, так и остались. На месте, где был храм, я еще такой видела, может, и другие есть, но их занесло землей. Представляете, какое это мощное здание было? Из кирпича ограды храма построили школу, она функционирует и сейчас, это школа №20.
На месте храма школьники посадили деревья. И теперь только оставшаяся сторожка, память человеческая да фотография храма — вот и все, что осталось от этого Божьего дома на земле.
Но люди продолжали ходить в церковь. Какую? Успения Богородицы. Молельный дом открывает здесь же, на улице Балканской, в своем домике, буквально через три дома от Анны Набоковой, священник Леонид Лашкевич, который и прослужил в нем около 30 лет.
Давайте обратимся к первой странице ведомости слободы 1874 года «… О бытии жителей обозначенной слободы». Первым в списке в ней жительствующих значится священник Гавриил Александр Лашкевич, его жена — Анна Хрисаноровна и дочь их Варвара. В новом храме в 1911 году служил священник Леонид Лашкевич. Кем же он приходился отцу Гавриилу: сыном, внуком? Этого мы уже не узнаем. К нему и потянулись люди.
Вспоминают Анатолий Патана и его жена Валентина:
— Он был очень добрый, любил детей, цветы. Дом утопал в пионах, он их всем раздавал, люди высаживали у себя. У нас во дворе тоже растут пионы батюшки Леонида. Приезжайте летом, когда зацветут, и медом своим угостим.
Анна Набокова продолжает:
— У него в Москве жили племянники, на праздники присылали гостинцы. Он нас, детей, звал к себе и угощал московскими конфетами. У него была богатая библиотека, батюшка раздавал книги сельчанам читать. Моему отцу он дал книгу «Избранное» У. Шекспира. Она так и осталась у нас.
Год издания 1903, Санкт-Петербург.
И хотя в молитвенном доме батюшка прослужил около 30 лет, никто не помнит дату его смерти. На местном кладбище «Вовчик», как называют его старожилы из-за того, что там водилось много волков в оврагах, на табличке не сохранились даты, осыпались. Но, как утверждает Анна Набокова, это случилось между 1961 и 1963 годами:
— Я провожала парня в армию, будущего мужа, в 1960 году. Батюшка его благословлял, а когда он вернулся в 1963-м (раньше служили 3 года) и мы хотели повенчаться, то батюшки уже не было, да и дом молельный закрылся. Пришли чужие люди, перестроили его по-своему.
Казалось, все. Никогда уже не будет в городе храма Успения Богородицы. Но память не давала старожилам слободы покоя. И вот в 2002 году они просят жительницу села Антонину Семенченко продать свой дом под церковь Успения Божией Матери, рядом с домом, где был молитвенный дом батюшки Леонида Лашкевича.
Антонина соглашается. И в этом же году, в ясный солнечный день, на праздник Успения Божией Матери, благочинный Макеевского округа, архимандрит Панкратий (Нелюбов) освящает помещение. И вновь у жителей слободы есть своя церковь. Казалось, совершилось невозможное. Но «для верующего, — пишет Иоанн Кронштадтский, — нет ничего невозможного, живая непоколебимая вера может совершать великие чудеса».
Сегодня это просторная комната, в ней много икон, иконостас, купол с возносящимся к небу крестом. Как и много лет назад, проходят Богослужения. А во дворе стоит большой планшет, и приходящие могут видеть, каким будет этот храм, через… лет! Настоятель храма батюшка Виктор Суетин в весенний день Вербного Воскресенья, окропляя нас святой водой, заверил, что такой храм будет построен.
Так оно и должно быть, ибо «Священство или вообще святые суть священные водоемы, из которых благодатная вода сообщается прочим верующим» (Иоанн Кронштадтский). Прочим верующим — это всем нам, кто хочет принять участие в строительстве храма, перечислив на счет религиозной общины Успения Божией Матери, кто сколько сможет.

Август, 2002 год.
Раиса БЕЛОБРОВА,
редактор православной
телепрограммы “Благовест”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *