Избранный чудотворце и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю отче Митрофане, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих: Радуйся, Митрофане, великий и преславный чудотворче.
Вот уже и август прошел. А вместе с ним и церковный круг двунадесятых праздников. Последним из них был — Успение Пресвятой Богородицы. Храмы просто утопали в цветах, которые принесли православные христиане в знак признательности Богородице за ее помощь и заступничество за нас перед сыном своим, Господом нашим.
Семья Сахновского Евгения Николаевича в этот день зажигает свечу в память о его деде, протоиерее Александре Сахновском, бывшем настоятеле св. Покровского храма в поселке Землянки, расстрелянного именно в этот день 28 августа 1937 года. Где и в каком месте похоронен, неизвестно до сих пор. И все же с помощью родных, старожилов поселка Землянки удалось собрать некоторый материал об отце Александре, который был опубликован на страницах журнала «Живой родник», и не только.
«Вечерка» планирует ознакомить своих читателей с содержанием очерка «За веру и жизнь отдать» в декабре этого года.
9 декабря исполнится 140 лет со дня рождения батюшки Александра Сахновского. И именно в декабре прошлого года в
г. Луганске состоялся круглый стол на тему «Почитание местных подвижников благочестия, мучеников и исповедников церкви русской в монастырях». С докладом «О новомучениках Донецкой епархии на примере расстрелянного священника Александра Сахновского» выступил протоиерей Виталий Бакун, настоятель храма св. Ап. Петра и Павла г. Ясиноватая, благочинный Ясиноватского округа. И кто знает, может быть, пройдет какое-то время и мы в своих молитвах о новомучениках и исповедниках будем называть и имя протоиерея Александра Сахновского.
А пока передаем слово «Запискам паломника».
Нам кажется, что это лето
Нас балует еще цветами
И ясным солнышком,
И заблудившейся пчелой,
И теплыми еще дождями,
И только желтый лист березы под ногами
Вдруг осенит: уже… сентябрь.
Как незаметно осень к нам подкралась.
Уже сентябрь. А это значит, что 14 сентября — праздник Индикта, церковное новолетие, установленное святыми Отцами I Вселенского Собора, которые определили начинать с этого дня исчисления церковного года. Какой же храм в свой престольный праздник успел встретить в уходящем церковном году, 20 августа? Храм святителя Митрофана Воронежского.
Сам Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15.5). Да, без воли Божией не происходит ничего. И в этом убеждаешься еще и еще раз, когда знакомишься с историей храмов, судьбами людей, имеющими отношение к ним. И как часто Господь направляет и управляет событием, временем, людьми, дает возможность встретиться, чтобы прославить имя Его и имя дома Его — Святой апостольской Православной Церкви, Церкви, «в общении с которой, с ее священноначалием, в ее таинствах и богослужении — спасение наше и всякая благодать и милость Божия».
Свято-Митрофановский храм поселка Нижне-Ханженково, Таганрогского округа, Донской епархии. Один из храмов нашего города, который был построен в 1871 году, «усердием и средствами прихожан-крестьян поселка Нижне-Ханженковского».
Далее в ведомости о церкви 1911 года читаем: «Она деревянная, на каменном фундаменте, с деревянной же колокольней в одной связи покрыта листовым железом и по числу прихожан поместительна. Ограда железная с кирпичными столбами, построена в 1909 году. Престол в ней один — во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского». Наверное, наши сведения об этом храме так бы и ограничились только этими данными и мы не знали бы, как он выглядел, если бы…
В 1932 году выпускник Запорожской педагогической школы, молодой учитель Михаил Немировченко получает направление в Макеевку, в начальную школу шахты №8/22 поселка Коммунар.
В 1936 году его переводят в поселок Нижне-Ханженково учителем физики и математики. Наверное, знакомясь с новым местом жительства, он поднялся на террикон, с которого и мы снимали панораму местности, и сфотографировал часть поселка и стоявший вдалеке храм святителя Митрофана, епископа Воронежского, конечно, даже не подозревая, что храм будет разрушен, а затем…
В октябре 1941 года Михаила призывают в Красную Армию. Школьную указку пришлось сменить на винтовку. Фотографии храма надолго остались лежать в семейном фотоальбоме.
В церковной ведомости о храме читаем: «Утварью снабжен достаточно». Можно только догадываться, как красив был этот храм внутри. Об этом говорят чудом уцелевшие иконы, которые были кем-то пронумерованы и переданы на хранение в Свято-Покровский храм поселка Нижняя Крынка. Они и сегодня, почти 140 лет спустя, украшают Свято-Покровский храм, выделяясь размерами, красивыми окладами. Под №28 здесь хранится и храмовая икона святителя Митрофана, епископа Воронежского, чудотворца. Святой, в честь которого был назван храм, жил в России в Петровскую эпоху. История сохранила его мирское имя — Михаил.
Он родился в 1623 году. И хотя происходил из духовного звания, большую часть своей жизни провел в мирских заботах о семье. Но после смерти жены Михаил постригся в монахи в Золотниковской обители, что недалеко от города Суздаля Владимирской губернии, с именем Митрофаний. Было ему в ту пору 40 лет.
Через некоторое время Митрофаний был назначен первым епископом Воронежским. Он стал помощником царя Петра I в организации русского флота и подготовки к Азовскому походу, пожертвовав на сооружение кораблей 13 тысяч рублей. При епископе Митрофании в Воронеже было построено Адмиралтейство. Он отличался твердыми убеждениями, о которых не боялся заявлять даже царю.
В «Житиях» рассказывается о таком случае. Царь Петр украсил свой дворец статуями языческих божеств. Увидев их, Митрофаний не вошел во дворец, хотя царь ожидал его, а вернулся домой. Рассерженный Петр дважды посылал за ним, в ярости грозя казнить непослушного епископа. Но святитель был непреклонным, он отвечал царю: «Мне лучше умереть, чем боязливым молчанием ради человекоугодия изъявить как бы своё согласие на проставление гнусных кумиров в честном месте, к соблазну ещё младенствующего в вере православного народа». Петр в тот раз смирил свой гнев, велел убрать статуи, и тогда епископ Митрофаний пришел во дворец.
Епископ Митрофаний умело управлял паствою 20 лет и умер в глубокой старости 23 ноября 1703 года. После заметили, что больные люди, приходящие к его гробу, получали исцеление.
7 августа 1837 года святые мощи открыли, а в день преставления стали празд-новать память святого Митрофания Воронежского.
В Свято-Покровском храме икона святого висела всегда у свечной лавки. Это было излюбленное место для моления супругов Лупан — Валерия и Татьяны. Жители поселка Коммунар, люди глубоко верующие, они при первой же возможности, не говоря о выходных и празд-никах, приезжали в Свято-Покровский храм на богослужения. Почти 7 лет. Здесь венчались. Здесь крестили дочь. Мог ли предполагать тогда Валерий, что судьба его промыслом Божиим еще приведет к стопам этого святого?
А пока что, в 1980 году, Валерию дают квартиру в г. Ждановке. Как только там открывается храм в честь св. апостола Андрея Первозванного, он становится в нем пономарём, при батюшке Сергие Ерёменко. Пономарил целых 5 лет. Когда встретился со схиархимандритом Зосимой (Сокур) и попросил благословение на священство, то, будучи прозорливым старцем, отец Зосима сказал: «Придет время, и станешь священником. А пока украшай храмы».
Дело в том, что Валерий Лупан увлекся в это время изготовлением икон. Вот отец Зосима и дал ему благословение — украшать храмы. И он украшал. Его иконы сегодня есть во многих храмах Донецкой епархии и не только. Они украшают храмы в Москве, Курске, Молдове, Румынии, на Кавказе.
Начало нового тысячелетия стало для Валерия Лупана знаменательным. Они возвращаются с женой в родной отцов-ский дом в поселок Коммунар.
И уже в 2002 году по благословению Митрополита Донецкого и Мариуполь-ского Илариона Валерий рукоположен во диаконы и направлен в женский Свято-Касперовский монастырь.
В январе 2003 года рукоположен во священники и в чине иерея направлен настоятелем храма Боголюбской иконы Божией Матери с одновременным служением в Свято-Георгиевском Соборе. Буквально через полтора месяца направляется настоятелем храма… свт. Митрофана Воронежского, под благоустройство которого было выделено помещение детского сада «Светлячок». Вот тогда и вспомнил священник Валерий об иконе, у которой простоял семь лет и о словах схиархимандрита Зосимы.
Требы, богослужения, строительные работы, как мы говорим, «захлестнули» батюшку, иногда только приходили мысли: «А каким он был, этот храм свт. Митрофана Воронежского?».
Так прошло еще 5 лет. Весной 2008 года, в апреле, настоятель Свято-Покровского храма отец Димитрий приболел, и отец Валерий поехал в Нижнюю Крынку отпевать покойника. Отпевали на кладбище. И вот к нему подходит мужчина и спрашивает: «Батюшка, а вам не нужна фотография храма Митрофана Воронежского?» Это был… сын Михаила Немировченко, Валерий Михайлович Немировченко. Так они познакомились, а затем и мы. И вот все вместе едем на то место, где стоял храм. Валерий Михайлович вспоминает, как детские годы они катались здесь на санках — место-то было самое высокое. Как метко подписал фотографию храма художник Александр Голощук, оформлявший музей в ОШ №102: «Свято-Митрофанов-ский храм на лобном месте».
Из ведомости: «Особо отмежеванной земли усадебной, палатной и сенокосной при церкви не имеется.
Церкви принадлежат церковная сторожка из саманного кирпича о двух комнатах, покрытая железом, и два здания церковно-приходской школы, построенные из камня, покрыты железом, состоят из восьми комнат». В 1911 году, в год переписи, здесь учились 18 мальчиков и 102 девочки.
Эти здания стоят и сегодня. Булыжная дорога проходит через иконостас храма. На месте храма — ничего, только шумят деревья, как в селе Макеевка (храм Успения Пресвятой Богородицы), в город-ском парке (храм Всех Святых). Да стонет земля, оплакивая тех, кто был похоронен на разрушенных церковных кладбищах. Господи, прости им, грешным, ибо сами не знали, что делали.
А мы уже сегодня можем сообщить, что под строительство храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, чудотворца, выделен участок земли, составляется проектная документация организациями ЗАО «Донецксталь»-МЗ» и НПО «Механик».
Кстати, еще 8 января 1963 года Донецкий облисполком принял решение об укрупнении некоторых поселковых советов. Согласно этому постановлению поселки Коммунар и Нижняя Крынка Макеевского городского совета были объединены в один поселок городского типа Нижняя Крынка. Все возвращается на круги своя.
Сентябрь, 2008 г.
Раиса БЕЛОБРОВА, редактор православной телепрограммы “Благовест”.