Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, восходящей от земли к Небеси, благоговейная пения о пречестнем Твоем Успении приносим раби Твои, Богородице. Ты же, яко имущая победу над смертию, от всяких нас смертоносных бед свободи, да зовем Ти:
«Церковь эта находится от благочиния в двух верстах, от церкви в поселке Калиновское — в 6-ти, от поселка Грузско-Ломовка — в 20 верстах, от церкви в поселке Димитриев-ское — в 2-х верстах, а от самой консистории — в 150 верстах».
Не правда ли, описание церкви в ведомости 1911 года начинается, как в сказке: «поедешь прямо, поедешь через лес, поедешь направо…». Но, в отличие от сказки (какой бы страшной она ни была, у неё всегда счастливый конец), у этой церкви судьба трагическая. Слобода Макеевка. Свято-Успенская церковь. Построенная на средства прихожан, жителей слободы Макеевка, она поражала своим величием и красотой: кирпичная, с таковой же колокольней, она имела 5 куполов, покрытых оцинкованным железом, по числу прихожан вместительная, огорожена кирпичною же оградою с тремя железными воротами.
— Мой дед, Денис Патана, прожил 95 лет, — вспоминает Анатолий Патана, житель села Макеевка. И, рассказывая о храме, каким он был вместительным, приводит пример: в него могла въехать арба, запряженная волами, проехать по кругу, развернуться и выехать.
Главный престол в ней был освящен в честь Успения Божией Матери, нижний — в честь Святителя и Чудотворца Николая, северный к началу переписи еще не был освящен. При совершении Таинства крещения родителям выдавали метрическую иконочку с изображением святого, который почитался церковью в этот день.
Мария Калиниченко принесла метрическую своего отца, это икона Святого ап. Филиппа. На обратной стороне напечатано житие святого, а ниже можно еще прочитать: «Дан образ сий у купели святого крещения в Успенской церкви села Слобода Макеевка… Филиппу Алексеевичу Лавренову 1904 года, ноября месяца, 13 дня. Священники: (одна фамилия стерта), вторая — Марков». Мария Калиниченко хранит её как семейную реликвию вместе с фотографией храма, где среди мальчишек, стоящих перед храмом, стоит и её отец, как утверждает Мария.
Служили в церкви 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Жизнь шла своим чередом. Они совершали богослужения, требы. Так, в год переписи было крещений 405, браков 39, погребений 152.
Священник Александр Марков в 1898 году открывает при церкви церковноприходскую школу, где читал Закон Божий. Другие предметы читали диакон Тимофей Попов и псаломщик Михаил Коротун. В 1911 году в школе учились 72 ученицы.
В Слободе Макеевка была и земская школа (рядом с теперешним вентиляционным стволом ЧПП «Горняк 95»). Заведовал ею учитель Терновской, а Закон Божий читал священник Леонид Лашкевич.
1898 год. Год начала строительства Свято-Успенского храма 1888-й, значит, школы работали при строящемся храме, или в Слободе уже был храм?! Рассказывает Татьяна Шарафан, зам. директора музея по научной работе:
— В слободе Макеевке первый храм начали строить еще в 1871 году, к этому времени село, как наиболее крупное в округе, стало волостным, т.е. административным центром Макеевской волости, Миусского округа, Области Войска Донского. В связи с увеличением численности населения, улучшением его материального состояния и изменением статуса поселения, на общем собрании сельского общества решено было «усердием и средствами крестьян» построить православный храм. Под будущую церковь выделили участок земли, собрали необходимые средства, получили соответствующее разрешение и благословение от епархиального начальства.
В 1871 году начали возводить деревянную церковь во имя Успения Богородицы.
В 1873 году еще недостроенное здание сгорело. И тогда под церковь приспособили каменное помещение крестильни, которую почему-то сельчане называли «караулка» (может быть, потому, что сюда заходили греться во время обхода села ночные сторожа). К этой приспособленной однопрестольной во имя Успения Богородицы церкви пристроили деревянную колокольню, стоящую на деревянных столбах.
В Макеевском музее хранится интересный документ — «Ведомость Области Войска Донского Миусского округа слободы Макеевки Успенской церкви о бытии жителей означенной слободы в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Тайн Причастия», который датируется 1874-1875 годами. В этом документе имеются сведения обо всех жителях Слободы Макеевка, указаны их фамилии, имена, возраст, социальное положение.
Действительно, эти данные подтверждаются пунктом 16-м ведомости, где читаем: «… Копии метрических книг с 1871 года и исповедная росписи с того же года имеются налицо, хранятся в архиве церковном».
Иван Яковлевич Славский, старожил села Макеевка, показывает нам место, где был этот первый в слободе храм. Мы проходим по мосту через речку, бурно текущую, наполненную весенними водами, и идем к тому месту, где была эта церковь. «Эта церковь была на правом берегу речки Грузской, которая делит село на 2 части, а новый храм, о котором вы рассказываете, начали строить на левом, высоком берегу, на том месте, где сейчас стоит здание сторожки, сохранившееся с тех времен. Храм было видно на много верст вокруг».
Мы идем к месту разрушенного Свято-Успенского храма, который строили так долго — 13 лет (с 1888 по 1901 год) и который прожил так мало: его разрушили в 1935-м. Открывается панорама Макеевки. Рядом со сторожкой проходит трасса.
Машины идут одна за другой, даже не подозревая, говорит Иван Яковлевич, — что проезжают через алтарь храма. Не знаю точно, — добавляет он, — но говорят, что этот храм был выше даже Свято-Георгиевского на 6 метров. Может быть, потому парнишка из детского дома, сирота, которого послали сбросить колокол с храма, не устоял перед такой высотой и упал?
Вспоминает Лидия Сиверская:
— Здесь был колхоз имени Петровского, богатый, миллионер. В храме хранили зерно: колхоз содержал детский дом. Помню фамилию этого парня — Кийко, а имени не помню. Может, его и послали на колокольню потому, что он был сирота? — Она вытирает слезы: — Не могу и теперь без слез вспоминать, такую красоту разрушили.
— Когда сказали, что рушат храм, — рассказывает Неонила Патана, — туда побежали все, и моя сестра Лида, хотя мама её не пускала, дескать, нечего тебе там делать. Такое горе, а ей — смотреть. Но она убежала, вскоре прибегает, трясется, бледная, не может слова сказать, мама её еще и отшлепала. Оказалось, когда упал колокол, было впечатление, будто земля разверзлась (такой гул пошел от удара) и сейчас все уйдет в землю.
От испуга она и побежала домой.
— Накануне этого дня, — подхватывает Валентина Поборознюк, — всю ночь кричали сычи (совы), их много водилось на колокольне. Было жутко это слышать. И люди говорили: не к добру это. Они долго летали и днем. Сядут, взлетят, кричат, плачут. А внизу уже под фундамент подкапывали ямы, закладывали взрывчатку. Господи, грех-то какой на свою душу взяли, может, поэтому так и живем, как «заслужили» перед Богом?
Анна Набокова подводит меня к своему дому, он стоит напротив того места, где был храм, возле калитки лежат два огромных камня.
— Эти камни растаскивали люди, два упали здесь, так и остались. На месте, где был храм, я еще такой видела, может, и другие есть, но их занесло землей. Представляете, какое это мощное здание было? Из кирпича ограды храма построили школу, она функционирует и сейчас, это школа №20.
На месте храма школьники посадили деревья. И теперь только оставшаяся сторожка, память человеческая да фотография храма — вот и все, что осталось от этого Божьего дома на земле.
Но люди продолжали ходить в церковь. Какую? Успения Богородицы. Молельный дом открывает здесь же, на улице Балканской, в своем домике, буквально через три дома от Анны Набоковой, священник Леонид Лашкевич, который и прослужил в нем около 30 лет.
Давайте обратимся к первой странице ведомости слободы 1874 года «… О бытии жителей обозначенной слободы». Первым в списке в ней жительствующих значится священник Гавриил Александр Лашкевич, его жена — Анна Хрисаноровна и дочь их Варвара. В новом храме в 1911 году служил священник Леонид Лашкевич. Кем же он приходился отцу Гавриилу: сыном, внуком? Этого мы уже не узнаем. К нему и потянулись люди.
Вспоминают Анатолий Патана и его жена Валентина:
— Он был очень добрый, любил детей, цветы. Дом утопал в пионах, он их всем раздавал, люди высаживали у себя. У нас во дворе тоже растут пионы батюшки Леонида. Приезжайте летом, когда зацветут, и медом своим угостим.
Анна Набокова продолжает:
— У него в Москве жили племянники, на праздники присылали гостинцы. Он нас, детей, звал к себе и угощал московскими конфетами. У него была богатая библиотека, батюшка раздавал книги сельчанам читать. Моему отцу он дал книгу «Избранное» У. Шекспира. Она так и осталась у нас.
Год издания 1903, Санкт-Петербург.
И хотя в молитвенном доме батюшка прослужил около 30 лет, никто не помнит дату его смерти. На местном кладбище «Вовчик», как называют его старожилы из-за того, что там водилось много волков в оврагах, на табличке не сохранились даты, осыпались. Но, как утверждает Анна Набокова, это случилось между 1961 и 1963 годами:
— Я провожала парня в армию, будущего мужа, в 1960 году. Батюшка его благословлял, а когда он вернулся в 1963-м (раньше служили 3 года) и мы хотели повенчаться, то батюшки уже не было, да и дом молельный закрылся. Пришли чужие люди, перестроили его по-своему.
Казалось, все. Никогда уже не будет в городе храма Успения Богородицы. Но память не давала старожилам слободы покоя. И вот в 2002 году они просят жительницу села Антонину Семенченко продать свой дом под церковь Успения Божией Матери, рядом с домом, где был молитвенный дом батюшки Леонида Лашкевича.
Антонина соглашается. И в этом же году, в ясный солнечный день, на праздник Успения Божией Матери, благочинный Макеевского округа, архимандрит Панкратий (Нелюбов) освящает помещение. И вновь у жителей слободы есть своя церковь. Казалось, совершилось невозможное. Но «для верующего, — пишет Иоанн Кронштадтский, — нет ничего невозможного, живая непоколебимая вера может совершать великие чудеса».
Сегодня это просторная комната, в ней много икон, иконостас, купол с возносящимся к небу крестом. Как и много лет назад, проходят Богослужения. А во дворе стоит большой планшет, и приходящие могут видеть, каким будет этот храм, через… лет! Настоятель храма батюшка Виктор Суетин в весенний день Вербного Воскресенья, окропляя нас святой водой, заверил, что такой храм будет построен.
Так оно и должно быть, ибо «Священство или вообще святые суть священные водоемы, из которых благодатная вода сообщается прочим верующим» (Иоанн Кронштадтский). Прочим верующим — это всем нам, кто хочет принять участие в строительстве храма, перечислив на счет религиозной общины Успения Божией Матери, кто сколько сможет.
Август, 2002 год.
Раиса БЕЛОБРОВА,
редактор православной
телепрограммы “Благовест”.