Палитра шахтерских будней

Избранней от всех родов, Небеси и земли Царице, Пресвятей Богородице Одигитрии, яко избавлътеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим Матерним пред Ним ходатайством, благодарственное пение приносим Ти, раби твои. Ты же, Всемилостивая наша Заступнице, от всяких нас бед и скорбных обстояний свобождай и к царствию горнему путеводствуй, да зовем Ти: «Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!»Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!
Наверное, теперь уже многие знают, что в часе езды от центра Макеевки в южном направлении раскинулись удивительной красоты места: с холмами, скалами, необъятными степными просторами, лесонасаждениями, полями, уходящими до горизонта, пирамидальными тополями вдоль дорог. Напоенный травами воздух, вечная тишина царят над всем этим. И только звон колоколов да стук колёс электрички, проходящей дважды в день, нарушают покой этих мест.
Грузско-Ломовка… последнее время об этом населённом пункте появилось много справок, сведений, подчас противоречивых, похожих иногда на легенду.
Ну а что же говорят историки, учёные? Посёлок Грузско-Ломовка относится к старейшим на территории современного города Макеевки. Первоначально земли, на которых расположен посёлок, принадлежали старейшине Войска Донского полковнику Ефиму Дмитриевичу Кутейникову.
Он получил эти земли от Екатерины II за усердные труды во славу Отечества, за мужество, верность и отвагу, проявленные в борьбе с неприятелем в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Под спокойный тихий голос Татьяны Шарафан, научного сотрудника краеведческого музея, воображению представляется картина одного из эпизодов.
Январь. Всё занесено снегом, в степи — пронизывающий ветер. Крымские татары предпринимают очередной, ставший для них последним, набег на наши земли. 10-тысячная орда наследника крымского хана Калги-Султана стремилась взять реванш. Степь от такого количества всадников кажется чёрной, снега не видно. В неравном бою погибает вся Кальмиусская казачья паланка Запорожской Сечи. Татары подходят к Бахмуту (Артемовск), окружив со всех сторон Бахмутскую крепость. Защищал крепость небольшой гарнизон казаков, который возглавлял Ефим Кутейников. Три месяца крепость находилась в осаде, но не была сдана. Подошли регулярные части, и татары были отброшены далеко в степь.
На дарованных ему землях Ефим Кутейников основал первое поселение. Было это в 1793 году. Посёлок назвали Вознесенский, но больше он был известен как посёлок Кутейниково. (В 1900 году он был переименован в Степаново-Крынское, по названию построенной железнодорожной станции).
В 1820 году эти земли перешли по наследству сыну полковника Кутейникова — генерал-майору Степану Кутейникову. Выдавая свою дочь Анну замуж, Степан Кутейников даровал ей в качестве приданого часть своих земель. Впоследствии Анна Степановна вышла замуж за полковника Ломовцова. Анна Ломовцова и стала, согласно источнику «Дела межевого архива войска Грузско-Донского», основательницей посёлка Грузско-Ломовка. Он находится в устье Балки Клещневой при впадении её в речку Грузскую. Точная дата основания посёлка неизвестна. В этих же архивах читаем, что в 1840 году посёлок уже был. Можно предположить, что заселён он в конце 30-х годов XVIII века.Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!
Таких посёлков было много и чтобы как-то их отличать, называли именами владельца. Вот так на карте нашего города появился посёлок Грузско-Ломовка.
Но если возникло поселение, должна быть и церковь. В 1898 году брат Степана Кутейникова — генерал- лейтенант Дмитрий Кутейников делает первый взнос на строительство храма — 25 тысяч рублей из военной казны. Анна Степановна уделяла должное внимание благоустройству посёлка, она тоже дала средства на строительство храма. Это подтверждают сведения, оставленные историком Войска Донского Иваном Сулиным.
Занимаясь изучением истории Миусского округа, Сулин не только изучал архивы, но и обошел все поселения, беседовал с их владельцами, жителями и оставил потомкам, нам, очень интересную книгу о том, как заселялся Миусский округ.
По его версии, Анна Ломовцова действительно оставила средства, необходимые для строительства храма.
Но только через полвека, в 1888 году начинается строительство храма. Представители церкви предлагают построить его по образу Византий-ской церкви собора святой Софии Константинопольской. Так в основу однокупольного храма в посёлке Грузско-Ломовка был положен образ всемирно известного храма. Церковь назвали в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница).
Строили всем миром. Каждый вносил в казну, сколько мог. И вот наступил 1893 год. В церковной ведомости 1911 года читаем: «Она каменная, с такою же колокольней, покрыта листовым железом. Ограда каменная. Престол в ней один — в честь Одигитринской иконы Божией Матери».
Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!Церковь становится центром духовности для жителей всех близлежащих сёл. Этому способствует введение в строй второй очереди Екатерининской железной дороги, которая была открыта в марте 1904 года. Таким образом, жители Межевого, Высокого, Моспино, Грузско- Зорянки, Иловайска и даже Макеевки получили возможность присутствовать на Богослужениях в храме.
1935 год …. Земля гудела и дрожала от падающих колоколов.
Иконы слёзы проливали,
Сгорая в пламени костров.
И как всегда бывало в таких случаях, в закрытом для совершения треб храме устроили вначале склад продовольствия, затем клуб. И как везде, ничего не приживалось. Люди не могли танцевать и петь, где совсем недавно раздавалось церковное пение, где они крестили детей, отпевали близких, соседей, венчались….
Так продолжалось шесть лет. Уже в 1941 году на оккупированной немцами территории церковь была открыта, возобновились Богослужения. С 1942 по 1946 год, как рассказал нам архимандрит Никон (Седневец), старший священник женского Свято-Касперовского монастыря, посвятивший 10 лет сбору сведений о храме, настоятелем в Одигитриевской церкви был Афанасий Воробьёв. С ним служил псаломщиком его сын Пётр, который принял храм от отца и был его настоятелем с 1947 по 1949 год. В сентябре 1943 года при освобожде-нии Макеевки в Грузско-Ломовке шли жестокие бои.
Отступая, немцы хотели взорвать храм, но он даже не дрогнул. Пострадал храм позже, когда подростки с брошенного рядом танка выпустили снаряд, который по роковой случайности попал в храм.
В память о погибших в этих местах воинах рядом с храмом стоит памятник.
Сегодня храм иконы Божией Матери «Одигитрия» входит в состав комплекса Свято-Касперовского женского монастыря. Идёт реставрация помещения, благоустраивается территория, возведена колокольня, установлены новые оконные рамы, арки, освещение. Ухожены могилы священников Иоанна, Иакова.
В 2007 году храм начали расписывать. Расписывали менее года художники из Закарпатья. Для храма был выбран византийский стиль, который вобрал в себя все самое лучшее из античного искусства. Византийская роспись как бы призвана уводить человека в мир сверхчувственный, раскрывающий сердца навстречу всему, что происходит в храме, помогает стать участником Божественного действия.
Каждое воскресение, на великие и на двунадесятые праздники в Одигитринском храме идут Богослужения. Макеевчане знают об этом. Сюда везут крестить младенцев, едут венчаться, исповедоваться, причаститься, встретиться с батюшкой Иннокентием, архимандритом Никоном, взять благословение игуменьи монастыря — матушки Марии. Слава тебе, Господи. Все вновь идёт своим чередом.

Август, 2007 г.
Раиса БЕЛОБРОВА,
редактор православной
телепрограммы “Благовест”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *