Со своей бедой человек чаще всего остаётся один на один. Неудачное падение, компрессионный перелом позвоночника – и молодой парень навсегда прикован к инвалидной коляске. Как жить дальше? Как найти в себе силы не замкнуться и вернуться к обычной жизни? Для меня примером стойкости, мужества, жизнелюбия и профессионализма служит человек, с кем мне посчастливилось долгое время вместе работать на одном предприятии. Своим жизненным опытом поделился наш гость Дмитрий ДОЛЖЕНКО.
ПРИНЯТИЕ СЕБЯ ЧЕРЕЗ СПОРТ
— Дима, что делать, если человек получил инвалидность? Как дальше жить?
— Главное – не замыкаться в себе, не впадать в уныние. Нужно преодолеть эту эмоциональную пустоту. У всех, кого я знаю, первый период был очень тяжёлый. Многое зависит от характера человека, но и поддержка тоже нужна. Жизнь изменилась, но она не закончилась. Нужно принять себя таким, каким стал. И продолжать жить. В настоящее время это стало легче: средства технической реабилитации совершенствуются, общественный транспорт всё больше ориентируется на инвалидов, даже инватакси появляются. В общественной жизни стало проще «пробиться». За 16 лет, что я в коляске, я вижу, как меняется общественное сознание: я уже не наблюдаю случаев, когда подходят к человеку в коляске и дают ему мелочь. Мы не ущербные, мы такие же люди, как и все остальные, и общество начинает это осознавать.
— Что тебе лично помогло принять себя?
— У меня была предрасположенность к спорту. Не могу сказать, что я стал спортсменом, будучи инвалидом. Скорее – я перепрофилировался под спорт, который для инвалидов. Да, поначалу были мысли: «Да какой может быть спорт? У меня же и так трудная жизнь». Но чем больше узнавал, тем больший интерес возникал: есть паралимпийские виды спорта, которые гораздо сложнее и зрелищнее, чем обычные.
— Какие виды спорта тебя привлекли? Я знаю, что их несколько.
— Я начинал с марафона. В 2011 году проводились всеукраинские соревнования. Огромный стадион, полные трибуны людей. Представляешь впечатления простого парня с окраины Горловки? Получилось занять призовое место. И благодаря этому я попал в баскетбол.
— Расскажи, как это получилось?
— На моё выступление обратил внимание Андрей Калугин, тогда капитан паралимпийской сборной Украины (в настоящее время — создатель клуба по баскетболу на колясках в ДНР, капитан сборной «Донбасс»). Спросил, откуда я и не хочу ли заниматься баскетболом. Я согласился, и начались тяжёлые тренировки. Так я из марафонских гонок попал в баскетбол. Но от марафона полностью не отказывался, если приглашали – выступал. Можно сказать, что баскетболом занимался профессионально, а гонки – на любитель-ском уровне.
— Почему на «любительском»? С чем это связано?
— В отличие от баскетбола, марафон у нас слабо представлен. Да сейчас и заниматься практически негде. Раньше у меня был свой маршрут в Донецке: «Азотный», «Смолянка». Но сейчас в том районе и дорог почти нет, и тренироваться там, прямо скажем, небезопасно.
АВТО ОТ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ
— Мне известно, что с победой в марафонских гонках в твоей жизни связано одно интересное событие. Можешь рассказать подробнее?
— Это было в 2017 году. Хотя уже давно велись боевые действия, в этих соревнованиях, которые проходили в Крыму, участвовали представители Украины. Я представлял нашу Республику. На полумарафонской дистанции (21 км) я финишировал первым. Представители Украины посчитали, что я нечестно выиграл и подали протест. После долгого совещания жюри назначило нам двоим дополнительные 5 кругов (приблизительно 7 км). Возмущённый несправедливым обвинением, но воодушевлённый поддержкой трибун, которые скандировали «Донбасс! Донбасс!», я обошёл соперника с ещё большим отрывом. Так я занял первое место. Узнав об этом, первый Глава ДНР Александр Захарченко подарил мне автомобиль.
Меня часто спрашивали, как Александр Владимирович ко мне относился. Скажу честно – я не знаю этого. Может, по достоинству оценил мои достижения в спорте, когда я представлял Республику на соревнованиях. Может, ценил мою гражданскую позицию. Или всё в совокупности. Я его до сих пор люблю и уважаю и вспоминаю каждый день.
— В Ижевске в начале мая проходил второй сезон Лиги сильных людей, первый в России и мире национальный турнир по баскетболу 3*3 на колясках. В этом большом всероссийском соревновании ваша команда заняла третье место. Расскажи подробнее об этом.
— Баскетбол на колясках 3*3 – это вообще новый вид спорта. В отличие от «классического» 5*5 в нём и другие правила, и игра ведётся на половине площадки в одно кольцо. В прошлом году его впервые провели в России в качестве эксперимента, и организаторы сделали определённые выводы. Появилось деление на дивизионы, чтобы соперники подбирались примерно равные по силе. Иначе в прошлом году игры заканчивались с просто разгромными счетами, когда сильные команды встречались на площадке со слабыми соперниками.
Мы также в команде провели «работу над ошибками». В баскетболе 5*5 у нас преимущество в скорости, на маленькой же площадке оно сводится к нулю, т.к. разогнаться попросту негде. Поэтому изменили тактику и в целом подход к игре.
УНИКАЛЬНАЯ ФИШКА «ИНВАТЕХНИКА»
— Возвратимся к автомобилям. Ты ведь сам разрабатывал и устанавливал на своё авто ручное управление и занимаешься разработкой и ремонтом колясок. Как ты пришёл к этому?
— Я ведь сам в этом нуждался в своё время. Обычные коляски далеко не всем подходят. Бывают такие, которые действительно делают из тебя инвалида: не можешь самостоятельно ни на бордюр, ни на пандус заехать. Чувствуешь себя беспомощным. И ремонт коляскам периодически нужен. По образованию я автослесарь. Рос, как все нормальные пацаны, – велосипеды, мопеды, мотоциклы, интересовался техникой. Поэтому и название для своего проекта выбрал соответствующее, чуть переделав «Юный техник» — «Инватехник». Занимаюсь обслуживанием, ремонтом и модернизацией колясок, разрабатываю и устанавливаю ручное управление на автомобили. Иногда людей узнаю не по лицам, а по коляскам: вот эту я делал.
От автора: уникальность разработанного Дмитрием ручного управления в том, что оно легко устанавливается и, при необходимости, снимается, не внося изменений в конструкцию автомобиля (что запрещено действующим законодательством). Более того – таким автомобилем может управлять другой человек: ручное управление не мешает пользоваться педалями.
– Я ведь во многие инстанции обращался: давайте разработаем, пройдём необходимую сертификацию, наладим производство ручного управления для автомобилей. Но нигде поддержки не получил. А сейчас, когда Президент России и Правительство поддержали инициативу фонда «Защитники Отечества» (выдача автомобилей с ручным управлением ветеранам спецоперации, лишившимся ног и не имеющим возможности пройти протезирование), – у нас уже было бы готовое решение: комплект ручного управления, прошедший необходимые экспертизы, с заключением, что это не переоборудование автомобиля, а дооборудование. И мы могли бы быть полноценными участниками такого важного и большого проекта. Потому что автомобиль – это тоже средство технической реабилитации, средство для полноценной жизни.
— Дима, поделишься своими планами на будущее?
— Я уже 10 лет в спорте. Теперь хотелось бы полноценно развивать свой проект «Инватехник». Чтобы, как в спорте пригодились мои физические данные, так и в обычной жизни принесли пользу мои наработки, опыт и образование. Чтобы моя мастерская помогала людям. А тем, кто оказался в такой сложной ситуации, хочу пожелать не отчаиваться, не закрываться в себе. Обращайтесь к нам, в региональное отделение Всероссийского общества инвалидов или организацию «Новая жизнь» (Автономная некоммерческая организация «Центр Изучения Проблем Инвалидов «Новая Жизнь»). Необязательно ведь быть спортсменом. Художники, музыканты, поэты, общественники, организаторы – нам все нужны.
Беседовал Денис КОЛОДЯЖНЫЙ.