Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песнъми восхвалим, стояще на верее холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возеледователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.
В поселке Холодная Балка никогда не было православного храма. Верующие люди, преодолевая расстояние почти в 15 километров, ездили кто в Одигитринский храм, что в поселке Грузско-Ломовка, кто в Свято-Казанский. Ходили и в Свято-Успенский храм в селе Макеевке, пока не был разрушен, в храм на шахте поселка Капитальная, который сгорел перед войной и на месте которого стоит теперешний храм Антония и Феодосия Печерских.
Интересно, почему же здесь не было церкви. Ведь это место стало обживаться еще в начале XX века, когда на угленосных землях, принадлежавших помещику Ломбардо, всего в 12 километрах от Дмитриевки (так называлась Макеевка), капиталист Сорокин строит в 1909 году шахту №1 с вертикальным стволом. В 1910 году Ломбардо строит тоже шахту, которая со временем стала называться его именем. Но уже в июне 1911 года рудники берет в аренду французское акционерное общество «Российский горный и металлургический Унион». Естественно, горнопромышленники думали только о добыче угля, широко используя детский труд, совершенно не думая о механизации трудоемких процессов, выплачивая за смену взрослым 1 рубль, подросткам – 38 коп.
О какой духовности могла идти речь?
Рядом с рудниками выросли небольшие поселения Ломбардо и Сорокино, вошедшие затем в территорию поселка городского типа Холодная Балка, который особенно быстро стал застраиваться в 1925 году вокруг шахты «Холодная Балка». Но это уже были годы начавшегося в стране богоборчества.
Когда в конце прошлого века отношение к Церкви изменилось, когда заговорили о духовном возрождении нации, жители поселка Холодная Балка не остались в стороне. Они выбрали на сходе своих представителей Валентину Федоренко и Людмилу Пожидаеву, которые в 1997 году начали собирать необходимые документы, и уже 19 февраля 1998 года зарегистрировали православную общину, названную по благословению Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. Разрушенное здание бывшего швейного ателье выделили под храм, которому и суждено было стать первым храмом поселка. Желание жителей встретить Пасху в своем храме было настолько велико, что они, не считаясь со временем, днем и ночью выносили мусор, белили внутри стены, заделали окна целлофановой пленкой. Тогдашний настоятель, протоиерей Виталий Бакун взял в «долг» в другом храме церковную утварь, и 18-го апреля 1998 года прошел первый молебен на Вербное Воскресенье. А затем и первое Пасхальное богослужение в своем храме. По родному поселку совершили первый крестный ход, что сразу же стало традицией.
В 1999 году убрали все перегородки, подперев потолок железными столбами, ставшими впоследствии колоннами, покрасили пол.
Пока в храме Святого апостола Андрея Первозванного шли строительные работы и службы, в Харцызске, в храме апостолов Петра и Павла служил священник Виталий Селиванов. Целых 10 лет. Однажды приезжает к ним схиархимандрит Зосима из Свято-Никольской обители. Дарит священникам Кресты с частицами мощей святых угодников. Отцу Виталию Селиванову он одел крест с частицей мощей св.ап. Андрея Первозванного.
– Наверное, это и было началом Божьего промысла, который свяжет с именем этого святого мою дальнейшую жизнь, – говорит батюшка.
Так оно и стало. Наступает 2002 год. Второго января указом правящего Архиерея батюшку назначают настоятелем храма Святого ап. Андрея Первозванного. Это день рождения Иоанна Кронштадского, который служил тоже в храме, названном в честь этого святого.
Именно под покровительством ап. Андрея Первозванного удалось в первый год пристроить крылечко, поставить купол. За 7 месяцев следующего года полностью осуществить реконструкцию храма: разобрать потолки, стены, перекрыть свод, а это 250 кв. м площади, поставить колонны и получить благодаря этому еще одно помещение, где разместился… Но об этом позже.
По нынешним временам — это, конечно, милость Божья, так как своих средств особо не было, как и благодетелей, которые могли бы целевым способом вложить средства. «И только люди, жители поселка, видя, какое благое дело мы совершаем, – говорит батюшка, – жертвовали, кто сколько мог. И Слава Богу. Ведь через это многие из них спасутся».
Крест с частицей мощей Андрея Первозванного батюшка носит всегда при себе. На престольный праздник выкладывает на амвон, для всеобщего поклонения. И люди идут в храм и просят милости и защиты у святого. Несмотря на такое трудное время, Бог и в наши дни находит своих тружеников и жертвенников, которые, не жалея ни своих сил, ни времени, продолжают благоустраивать храм, чтобы и это место осветил Бог своим дивным присутствием, ради многих спасаемых Им.
Когда гоним тоской неумолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души,
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса.
Частицы мощей святого всегда с прихожанами и в паломнических поездках. Летом прошлого года совершали поездку по России. Паломнические поездки, считает батюшка, – это не развлечение, это духовный подвиг. Это труд, молитва, служба, ежедневные литургии, исповеди, причастия. Побывали в храме Святого Андрея Первозванного в Санкт-Петербурге. Посетили часовню Ксении Петербургской. В Свирском монастыре, в Карелии, поклонились мощам Святого Александра Свирского, который в XV веке подвизался в северо-восточной части Валаамского Архипелага, единственного русского святого, которому являлась Святая Троица. Казалось, ну что еще надо? А в душе, где-то глубоко нет-нет да и появится мысль, что здесь, совсем рядом, на Валааме, ступала нога их покровителя ап. Андрея. Нет, взять и уехать нельзя. Решили поехать, полагаясь на милость Божью. И когда прибыли к месту, откуда отбывает катер, узнали, что именно сегодня, в День Всех Святых от века просиявших, в скиту на Валааме престольный праздник. А это значит единственный день в году, когда открыт доступ паломников в Скит. От материка до острова по морю где-то 40 километров. И уже через час с лишним причастились в храме.
И еще одна радость: узнали, что находятся в месте, где когда-то ап.Андрей Первозванный, распространяя христианскую веру, добрался до этих далеких земель и установил на главном из 53 островов Валаама каменный Крест. Этот Крест до наших времен не сохранился. Но стоят на Валааме множество крестов, установленных Игуменом Дамаскиным, при котором в разных частях Валаама появились скиты, храмы и часовни.
Весь остров покрылся дорогами и каналами. На острове постоянно работали приглашенные Дамаскиным художники и архитекторы. На голых скалах расцвели сады. Не забывал он и о спасении душ вверенной ему братии, в отношении которой был чрезвычайно прост: келья его всегда была открыта, любой мог прийти к настоятелю. Помимо высоких душевных качеств, отец игумен имел дар умной молитвы и прозорливости. Игумен Дамаскин отошел ко Господу на 86-м году жизни 13 января 1881 года. Три месяца спустя братия собралась на могилу духовного отца и наставника отслужить Пасхальную панихиду. Склеп открыли и обнаружили нетронутую тлением домовину и какое-то особенное благоухание.
А теперь пришло время рассказать о втором престоле в храме, для которого и пригодилось помещение за колоннами. Эта история уходит в конец 80-х — начало 90-х годов, когда батюшка служил еще в Харцызске.
Как-то организовали вечер при свечах в воскресной школе при храме и говорили… о царской семье. О том, что строил Царь-батюшка храмы по всей русской земле, монастыри, канонизировал святых угодников Божьих.
В 1991 году приехал батюшка в епархию по делам. Видит: по коридору идет схиархимандрит Зосима (Сокур) и так громко говорит рядом идущему: «Царь — святой, Царь Николай – святой». И так несколько раз, и это почти за 10 лет до канонизации царской семьи.
Глубоко это запало в душу батюшки Виталия. Однажды поехали в паломническую поездку в Боголюбский монастырь, что под Владимиром, а там чудо: в алтаре, на каноне, проявился лик царя Николая II, а на колонне в храме — цесаревича Алексия.
Была у батюшки кипарисовая доска с уже осыпавшимися красками. Привез он ее к наместнику Св. Никольского монастыря архимандриту Алипию, чтобы написать икону. Когда приехал забирать, увидел икону с ликами царских мучеников. С этой иконой ездили в Екатеринбург, освятили на месте гибели царской семьи в Храме на Крови, были в Алапаевске, из Ганиной ямы взяли камешек и вложили в икону. Удалось приложить икону и к мощам царских мучеников в день их канонизации. Вот все это, накопившееся и собранное за много лет, и привело к освящению второго престола в храме в честь мученика царя Николая II и его семьи. Престол был устроен в свободном помещении за колоннами и освящен к 90-летию со дня гибели царских мучеников – 17 июля 2008 года.
И снова промысел Божий: поехали к Владыке Илариону за благословением на освящение, а у него все дни недели заняты, кроме четверга – 17 июля. Вот и получилось, что освятили престол в престольный праздник, что бывает очень редко. Чин освящения возглавил Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Ему сослужили Епископ Макеевский Варнава, Епископ Горловский и Славян-ский Митрофан, благочинный Макеевского округа Архимандрит Панкратий (Нелюбов). Какая Божья благодать для храма!
Обращаясь с духовной проповедью к присутствующим, Епископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии сказал: «Сегодня исполняется 90 лет со дня совершения этого преступления — убийства царской семьи.
Церковь прославила этих мучеников, и мы сегодня имеем еще один освященный престол в честь зверски убиенных царя Николая II, царицы Александры и их чад – цесаревича Алексия, великих княжен Татьяны, Ольги, Марии и Анастасии. Церковь канонизировала их как святых. Отныне их изображения являются иконой, их останки являются святыми мощами. Их почитание узаконено Церковью, и то песнопение, что мы слышали, то величание является тоже каноническим.
Я вас поздравляю с этим событием.
Продолжение в следующем номере.
Раиса БЕЛОБРОВА,
редактор православной
телепрограммы “Благовест”.