Эти слова, дорогие читатели, относятся к каждому из нас. Они и нас призывают прийти в храм, поклониться иконе св.ап. Андрея Первозванного, первого, кого позвал за собой наш Спаситель и кто пронес слово Божие от теплых волн Черного моря до Киевских гор и от них до холодных ветров северного Афона (Валаама). А пред иконой царских страстотерпцев попросить прощение за преступление, которого не совершали мы, но совершили наши предки. Они посягнули на высокий дар Божий избранному Божию — царскую наследственную власть, как о том свидетельствует Божественное изречение: «…вознесох избранного от людей Моих» (Пс. 88, 20). Но если Бог дает Царю дар, наследственную власть, то без сомнения дает благо и всему народу. Но об этом не подумала тогда толпа, характеристику которой так ярко дал иеромонах Роман (Матюшин).
Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней — жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголящий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Но мы же с вами не толпа?
В 2006 году прихожане храма святого апостола Андрея Первозванного отправились в паломническую поездку по святым местам Крыма.
В Симферополе они посетили Свято-Троицкий Успенский кафедральный собор. Здесь находятся мощи святого Луки Крымского (Войно-Ясинецкого). В 2006 году исполнилось 10 лет со дня прославления его в святых.
Настоятель храма святого апостола Андрея Первозванного протоиерей Виталий Селиванов был очевидцем перенесения мощей святого Луки Симферопольского из городского кладбища в Собор.
Вот что он рассказал:
– В 1995 году была издана книга – автобиография святого Луки Крымского «Я полюбил страдания». Схиархимандрит Зосима (Сокур) подарил её мне со словами: «Эту книгу должен прочитать каждый священник.»
Действительно, сколько перенёс этот человек страданий, лишений, унижений. Но ничто не могло его сломить, его непоколебимую веру. И вот в 1996 году нас, троих священников, благословляют на поездку в Симферополь, где должно было состояться перенесение мощей святого Луки (Войно-Ясинецкого) с кладбища в Собор. Мы приехали в субботу, а переносили в воскресенье. Людей, священства – невидимо. В воскресенье крестным ходом, во главе с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, мощи донесли до перекрёстка перед собором, где началась панихида. Живой человеческий поток проходил мимо. Приближаемся ко гробу, и вдруг доносится благоухание. Мы были поражены. Это благоухание источали мощи. Люди ликовали, торжествовали. Мощи благоговейно занесли в собор. Перед нашим отъездом батюшка Зосима просил нас попросить у Лазаря, Епископа Крымского, частичку мощей святого Луки. Мы с радостью исполнили его просьбу. Теперь уже и в нашем храме есть икона с частицей мощей святого Луки Симферопольского. По возвращении из паломнической поездки в телепрограмме «Благовест» прошла серия телеочерков о поездке в Крым и посещении Свято-Троицкого собора.
Среди домов, в тихом переулке, стоит Свято-Троицкий Успенский кафедральный собор. Здесь находятся мощи святого Луки. К этой святыне мы и приехали.
Кто он, святитель Лука, к которому идут и идут люди, просят исцеления? В 1946 году государственную Сталинскую премию I степени вручали доктору медицинских наук, профессору хирургии и архиерею Русской Православной Церкви, архиепископу Луке (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясинецкий). Об этом писали многие газеты, даже за рубежом. О человеке, за плечами которого 4 ареста, 11 лет ссылок, лагерей, обвинений в шпионаже, в церковном заговоре. Министр здравоохранения СССР сказал, что ему обязаны жизнью многие сотни раненых, и он стоит в одном ряду с самыми выдающимися хирургами того времени.
Архиепископ Лука родился в 1870 году в Керчи.
Юность провёл в Киеве. Увлекался живописью и даже думал поступать в Петербургскую академию художеств.
Он закончил лучшую в городе гимназию, университет.
Родители не дали детям религиозного воспитания, но привили любовь к людям, сострадание к ним, особенно к бедным и нуждающимся. Идеал Валентина — служение бедным. Он считает, что должен заниматься тем, что полезно для страдающих. Он стал врачом. С огромным усилием воли – священником. Служит в храме, оперирует, читает лекции. По положению, священник не должен проливать крови никакой, даже животных.
Узнав о его деятельности, архиепископ Тихон даёт ему специальное разрешение на проведение операций. Он не идёт ни на какие компромиссы с властью, считая, что она не должна вмешиваться в дела Церкви. Однажды на слова комиссара Петерса «ночью молится, а днём режет» он ответил: «Я режу ради исцеления, а вы для чего?» Когда с его церкви хотели сбросить колокола, сбросил мужиков с лестницы, затем их же и вылечил.
В 1923 году совершает монашеский постриг с именем Лука, в честь апостола Евангелиста Луки, который тоже был живописцем и врачом.
Рукоположен во Епископы, а через несколько дней его арестовывают. На протяжении последних 20 лет аресты, ссылки, обвинения в шпионаже, в преднамеренном убийстве пациента на операционном столе. В самых глухих уголках, куда ссылали, продолжал проповедовать и лечить. В годы ВОВ консультант всех военных госпиталей в Красноярске. После войны — затишье. Его никуда не приглашают. Из мемуаров Луки: «Хирургия моя угасает. Но встают большие церковные дела. Свою службу стану продолжать до конца». Из Красноярска его переводят в Тамбов, затем в Крым, в Симферополь. Новая эпоха Хрущёвской «оттепели» обратилась для церкви глубокой бедой.
Церквей закрыли больше, чем открыли после войны, а сам Никита Сергеевич обещал навсегда покончить с религией, показав по телевидению последнего попа.
От Владыки ожидали, что он будет тихонько сидеть у тёплого моря, но он был категорически против, чтобы священников назначали власти, против какого бы то ни было вмешательства в дела Церковные. В 1955 году Владыка ослеп. Службу вёл сидя. Все, кто общался с ним в это время, замечали его особую прозорливость.
Когда его не стало, много людей пришло попрощаться с ним. Несколько дней и ночей прощались с ним люди.
Он был канонизирован, и к нему продолжают идти люди, прикладываются к раке с его мощами, прося исцеления. И святой врач продолжает трудиться.
Святой Лука, исцели и нас от недугов духовных и физических, помоги нам духовно прозреть, задуматься под сводами церкви о вечном, попробовать познать себя: кто я и откуда, для чего я явился на землю, какая цель моего существования. Спросите, и вы получите ответ. Но теперь, чтобы пообщаться в душе со святым Лукой Симферопольским, попросить исцеления, не нужно ехать так далеко.
В 2009 году Александр Федосеев, главврач горбольницы №4, что на Холодной Балке, обратился к батюшке Виталию, настоятелю храма святого апостола Андрея Первозванного, затем к Епископу Макеевскому Варнаве и по благословению Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона получил разрешение на обустройство в терапевтическом отделении больницы часовни в честь святого Луки Симферопольского (Войно-Ясинецкого).
6 сентября 2009 года здесь состоялся первый молебен. И с тех пор каждый вторник и пятницу, с 9 до 12 часов протоиерей Георгий Макаренко, священник храма Андрея Первозванного окормляет всех приходящих: и больных, и других посетителей больницы.
– В этой часовне служатся молебны с акафистом не только Луке Крымскому, но и святому целителю Пантелеймону, Казанской иконе Божией Матери, всем святым угодникам, — говорит батюшка Георгий. – Слава Богу, его милостью у нас в храме есть много разных акафистов, и люди могут заказать молебен в любой потребности своей. Мы молимся не только о здравии душевном и телесном, мы также совершаем панихиды, соборование. Конечно, мы здесь очищаем, напутствуем и исповедуем. Здесь не совершается только Божественная Литургия, – продолжает батюшка. – Милостью Божией люди приходят, кто-то, может, впервые осознает, что такое грех, задумывается, как он живёт. Другие приходят сюда, чтобы получить помощь и совет, утешение, возможно, даже познать какие-либо основы православия. К особо больным я прихожу в палату, мы видим здесь, что люди получают помощь. Они духовно расцветают, преображаются. Посещение часовни, это как бы старт их духовной жизни. Отсюда начинается их воцерковление.
Как рассказала нам свечница Раиса Ивановна, люди уже приходят с благодарностью, рассказывают, что, находясь в отделении, посещая часовню, общаясь с батюшкой, они приобретают душевный покой, выздоравливают. И неудивительно, ведь по словам прп. Макария Оптинского «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира…»
Декабрь, 2008 год.
Раиса БЕЛОБРОВА,
редактор православной
телепрограммы “Благовест”.