“…О Пресвятая Троице, огнем Божества Твоего терние и наших многих беззаконий, да чистым сердцем возопием Тебе: Аллилуиа!”
Накануне Праздника Святой Троицы, Пятидесятницы “Записки паломника” приглашают вас в поселок Калиново, где, как корабль взлетел на гребень волны и застыл Свято-Троицкий храм. Первое знакомство с храмом состоялось в 2004 году, мы встретились с тогдашним настоятелем Свято-Троицкого храма отцом Николаем Петриком и, как завороженные, слушали его рассказ о храме.
— Наши предки строили храмы не на случайном месте. Народное предание гласит, что многие жители поселения видели, возвращаясь поздно с сенокоса, как на этом месте горел огонёк. Подходят ближе — он исчезает. И так несколько раз. Когда стал вопрос о строительстве храма — выбрали именно это место — самое высокое в посёлке. Храм, будто корабль, взлетел на гребень волны и застыл.
Когда начались годы страшного безбожия, что только ни пытались разместить в Храме. Был клуб, но люди не могли там ни петь, ни танцевать: что-то сковывало их, тревожило, и они уходили. Не вышло ни со свинарником, ни с конюшней: животные болели и умирали. Разместили казармы, но и с ними ничего не вышло после того, как однажды ночью солдаты проснулись от пения… церковного хора, а в Храме висели золочёные иконы, сияющие от множества зажженных свечей, в красивом одеянии батюшка совершал богослужение.
Да вот уже и в наши дни был случай. Художница стояла на лесах, расписывала храм и вдруг услышала пение. Заслушалась так, что кисточку уронила.
А вот недавно, перед престолом. Было 9 часов вечера. Меня зовёт староста, Раиса Гапонова, кричит: «Горим!» Смотрю, а на куполе и кресте — огненное облако. Пока думали, кого звать, кому звонить — оно начало опускаться и скрылось в храме.
— Святое это место, — добавляет Раиса Гапонова. — Ещё в 1860 году, когда моя бабушка, Андрющенко Олимпиада Григорьевна была девочкой, вместе с другими детьми пасла гусей неподалёку от храма, где источник. Пришли испить водицы, а на дне ручейка — икона Казанской Божьей Матери. Стали доставать, а она не даётся. Позвали родителей — то же самое. А затем вдруг исчезла. Источник благоустроили. Пригласили батюшку, отслужили молебен. И стали люди замечать, что от многих болезней вода та лечит. С той поры идут к нему и едут по сей день.
Вот так началось наше знакомство с этим удивительным храмом. Решили узнать больше о самом посёлке Калиново, да и о храме тоже.
Самые первые записи о храме мы встречаем в книге митрополита Феодосия Макарьевского «Материалы для историко-статистического писания Екатиринославской епархии». К середине ХІХ века в нём уже проживало 658 человек в 128 дворах. Жители посёлка были крепостными семьи Иловайских. В середине XIX века, в 1861 году, в России было отменено крепостное право. Жители посёлка получили свободу и право выкупать земли. Посёлок вошёл в состав вновь образованной Макеевской волости Миусского округа области Войска Донского. В церковной ведомости 1911 года значится, что «расстояние от церкви до консистории — 180 верст, от местного благочинного, который живёт в поселке Дмитриевский — в 5 вёрстах, от окружного города Таганрога — в 120 вёрстах, от железнодорожной станции Ханженково — в 4 вёрстах.
Совсем рядом, на другом берегу речки, находится ещё одно старейшее поселение — посёлки Зелёное Поле и Марьевский, которые в настоящее время слились. В 1875 крестьяне этих трёх сел на свои деньги сложились и построили в пос. Калиново церковь во имя Святой Троицы. Здание этой церкви является памятником архитектуры. Оно сохранилось до наших дней и сейчас является украшением села.
Мы решили встретиться с ещё одним человеком и узнать его мнение об этом храме, краеведом Николаем Александровичем Колодяжным. 30 лет своей жизни Николай Колодяжный посвятил изучению истории нашего края, истории древнейших православных храмов. Всю свою жизнь он прожил в родном поселке. Отсюда в 1939-м призывался на действительную службу. Служил в городе Пушкино, под Ленинградом, где в ноябре 39-го, буквально через два месяца службы, принял первое боевое крещение, а в марте 40-го был ранен. Комиссован инвалидом войны 2-й группы, вернулся в родную Макеевку, окончил педагогические курсы и пришел учителем в родную 46-ю школу.
— Свято-Троицкому храму, в посёлке Калиново, — считает краевед, — давно уже было 200 лет, если считать, что в 1793 году ясиновцы, строя каменную церковь, деревянное здание подарили калиновцам. А в 1800 году жители Калиново, используя камень из местного карьера, деревья в балках и урочищах, обложили церковь кирпичом и построили её в виде корабля. Да и называется село — Калиново, потому что весной все балки, посадки стоят в белой кипени калины. Растет она здесь повсеместно. Осенью жители собирали ягоды, лечились, варили варенье, компоты, делали наливку.
1936 год стал для Свято-Троицкого храма, как и для многих других, роковым. Иконы сожжены, алтарь разрушен, Царские врата снесены, колокола сброшены.
Наверное, только благодаря промыслу Божьему, уцелело здание. Оно стояло пустым вплоть до начала Великой Отечественной войны. Когда город был оккупирован немцами, в декабре 1941 года в храм пришли люди, службы возобновились и уже никогда не прекращались, даже в тяжёлые для православных храмов 50- 70-е годы, когда власти старались под любым предлогом их закрывать.
Как вспоминает настоятель Свято-Казанского храма архимандрит Панкратий (Нелюбов), благочинный Макеевского округа, после окончания в 1960 году Одесской духовной семинарии его рукоположили во священники и направили служить в родной Свято-Троицкий храм, куда он ещё мальчишкой приходил и с глубоко верующими людьми подолгу выстаивал продолжительные уставные богослужения. Наверное, тогда он и научился терпению, выдержке, выносливости.
Первое, что он сделал для храма — купил топоры, пилы, гвозди. Снаружи храма висел замок, а внутри кипела работа по благоустройству. И когда в Макеевку приехал Митрополит Одесский, Херсонский, управляющий Донецко-Ворошиловградской епархией Сергий, он был поражён удивительным великолепьем по тем временам Свято-Троицкого храма.
— Я с любовью и нежностью отношусь к этому храму, потому что он дал мне путь в духовную жизнь. Уже обучаясь в семинарии и приезжая на каникулы, я постоянно заходил в храм, был на всех богослужениях, участвовал во всей церковной жизни. У меня до сих пор такое ощущение, вроде я и не уходил оттуда никуда. Такая вот любовь и благоговение к этому храму.
Свято-Троицкий храм называют духовной академией. Здесь прошли хорошую школу множество священников, которые служат как в храмах Макеевки, так и за её пределами.
Сегодня в храме настоятелем служит протоиерей Роман Нелюбов, один из сыновей архимандрита Панкратия (Нелюбова). Второй сын, Сергий, служит в Свято-Казанском храме. Своих сыновей, как и священников, которых он окормляет, являясь благочинным Макеевского округа, архимандрит Панкратий (Нелюбов) учит: «Священство благовествует с амвона Слово Божие. Поэтому оно должно исходить из самого сердца пастыря».
Настоятель и прихожане рады всем приходящим. Приезжайте и вы. Посетив его единожды, вы прикипите к этому всем сердцем, потому что, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Невозможно переплыть море без корабля. А корабль сей означает Единую Святую Апостольскую Церковь: господин сего духовного корабля — Сам Всемогущий Бог Отец, кормчий — Единородный Сын Его, благоприятный ветер — Дух Святый». А вы, возможно, станете его пассажиром.
Июнь, 2007 год. Раиса БЕЛОБРОВА, редактор православной телепрограммы “Благовест”.