Место, где говорят так, чтобы слышали, а слушают так, чтобы говорили.
Современный мир — это мир рассказчиков, спикеров, ораторов, блогеров. На курсах и тренингах учат говорить так, чтобы быть услышанным. И так мало мест, где слушают так, чтобы хотелось говорить.
Плейбэк-театр «Беседка» — именно такая площадка. Его не зря называют театром зрительских историй — это оригинальная форма театральной импровизации, в которой зрители рассказывают о реальных событиях своей жизни, а актеры, не сговариваясь, разыгрывают эти истории. Это интерактивный театр, занимающий свое место между психологией, общественной жизнью и искусством.
— Здесь главное внимание — на историях зрителей. А где внимание, там и ресурс, — рассказывает артистка театра Татьяна Носач. — Мы обещаем вам полтора часа разговора и погружения в чувство, которое близко многим, чувство, которое будоражит кровь и разум, чувство, которое рождает потрясающие по своей силе ощущения, мысли и метафоры. Все, о чем молчит, кричит, шепчет, смеется, плачет, поёт ваша душа — расскажите, а мы отразим ваши истории на сцене.
Импровизация без репетиций
— Татьяна, расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте создания плейбэк-театра. В чем особенность этого жанра?
— Мы создали наш театр плейбэк-театр «Беседка» в 2016 году. К нам приезжали тренеры из Швейцарии — Карен Гислер и Яков Якушевский, который до 2014 года проживал в Донецке. Они провели интенсивную мастерскую и в результате родился наш театр. В чём особенность этого жанра? — Дело в том, что во второй половине XX века произошла некая трансформация театрального искусства, важным стало участие зрителя. Поэтому в выборе пьес ключевое значение имел отклик публики на заявленную тему. Наш театр именно такой. Перфоманс «Беседки» — это место, где мы создаём комфортное пространство, безопасное для зрительской аудитории, и зрители сами рассказывают истории, которые актёры воплощают на сцене без договорённости между собой, импровизируя.
— Получается, что все действия, происходящие на сцене, — это импровизация? Если это так, то как проходят репетиции?
— Да, всё, что происходит на сцене — это импровизация. Однако не «на тему» того, что рассказал нам зритель, рассказчик из зрительного зала, — это погружение в его историю и некая художественная интерпретация его истории, без выдумок с нашей стороны. Как проходят репетиции? У нас нет ни минуты, ни секунды на сцене на то, чтобы договориться после того, как история рассказана. Так вот, для того, чтобы не договариваясь, суметь вернуть историю рассказчику, нам нужно очень хорошо чувствовать друг друга, быть сыгранными и быть единой командой. А ещё нам нужно понимать, что чувствует человек, почему он это рассказал, как отобразить эти чувства, как поймать заветное сердце истории, какой-то глубинный смысл, который не всегда слышен в словах. Для этого проводим репетиции раз в неделю.
— Почему выбрали театральное искусство? Вы владеете актерским мастерством и увлекаетесь импровизацией?
— У нас в театре все артисты — представители разных профессий. В нашей команде — строитель, физик, психолог, переводчик. Я, к примеру, социальной работник. Как видите, у нас очень разный бэкграунд и жизненный опыт. Почему мы выбрали театральное искусство? Во-первых, это нас поддерживает, особенно сейчас, когда вокруг и шумно, и небезопасно. Во-вторых, нам хочется, чтобы наш город развивался, ведь существуют очень интересные современные формы искусства, которые обязательно найдут отклик у макеевчан. Никто из нас не обучался актёрскому мастерству в вузах. Мы все обучались мастерству плейбек-театра у разных тренеров. Также мы осваивали азы искусства в Москве. Получили сертификаты Центральной школы плейбэк-театра.
— Существует мнение о том, что импровизация на сцене помогает решить психологические проблемы, избавиться от внутренних блоков и зажимов… Ведь многим очень сложно выступить даже перед небольшой аудиторией. Как вы думаете, что подталкивает их подняться и рассказать о себе? В чем «терапевтический» или, можно сказать, психологический эффект этого действия?
— Да тут несколько факторов. На репетициях мы сами рассказываем друг другу истории и отыгрываем их на сцене. И мы ощущаем итоговый эффект, целительное воздействие. Это очень помогает справиться с тревожностью во время обстрелов противника, когда близкие люди уехали и стало не с кем общаться. Это помогает, когда внезапно приходит беда и не с кем поделиться своей болью. На наших перфомансах всё основано на зрительских историях. Для каждого человека существует свой индивидуальный побуждающий фактор — поделиться чем-то сокровенным. На самом деле одна из целей нашего театра — создать безопасное пространство, чтобы люди захотели открыться. Когда начинается перфоманс, если мы сумели создать необходимую атмосферу, само пространство работает на то, чтобы люди рассказывали истории. В целом перфоманс действительно имеет терапевтический эффект. Хотя плейбек — это театр, это искусство. И это точно не терапия. Но действительно такой эффект есть.
— Говорят, что плейбек — это способ развить эмоциональный интеллект, умение понимать свое и чужое эмоциональное состояние, не так ли?
— Мы сейчас проводим в Макеевке мастерские по Гранту губернатора Югры. Это проект «Мы говорим#» — мастерские по плейбеку или мастерские по эмоциональному интеллекту с молодежью. Потому что постижение плейбека — это и есть развитие собственного эмоционального интеллекта. Понимание, что другой человек чувствует, почему другой это чувствует, а что я чувствую, почему я это чувствую?… Эти мастерские сейчас — прекрасный шанс для ребят понять себя, покопаться в сознании, получить развитие и поддержку через театральные игры и упражнения.
Искусство метафоры
— Кто в вашей команде и кто может играть в плейбэк-театре?
— В нашей команде — семь человек различных профессий. Кто может играть в театре? — Любой человек, кто готов еженедельно репетировать, учиться, развивать свою эмпатию, эмоциональный интеллект, кто готов служить зрителю. Потому что всё-таки это служение и когда мы играем историю, несмотря на то, что у нас есть свой жизненный опыт, мы пропускаем всё через себя, но мы не привносим свои рецепты, оценку, мнение или видение ситуации. Мы служим зрителю и играем так, как он рассказал.
— Чему учат плейбек-актера?
— Базовое обучение в Центральной школе плейбек-театра состоит из мастерских в течение года. Вот у нас сейчас заработает студия в Донецке, где тоже можно обучаться раз в неделю, проходить в мастерские. В результате за год можно стать плейбек-актером. Чему учат? — Импровизации. Как через образы, через своё тело, через голос, песню выразить какие-то идеи, мысли, сказанные рассказчиком. Искусству метафоры. Потому что на сцене мы не пересказываем историю рассказчика. Это художественное метафоричное преломление. Умению слышать. Умению за считанные секунды извлечь из истории самое важное.
— Сколько по времени длится спектакль? Всё происходит одним действием, или есть какой-то порядок?
— Спектакль в плейбек-театре называется перфоманс. Перфоманс — потому что он возможен разово, только здесь и сейчас, это такое действие, которое вовлекает публику и которое нельзя больше повторить в том же виде никогда, в отличие от обычного игрового спектакля. Наш перфоманс длится, как правило, 1 час 20 минут. У него есть порядок, это не одно действие, потому что в течение перфоманса разные зрители из зрительного зала рассказывают свои истории, и мы их возвращаем. Выглядит это так: на сцене обычно сидят четыре актера, есть музыкант, мы все играем под живую импровизационную музыку, и музыкант — тоже актёр в данном случае. И есть кондактор — человек, который выполняет роль проводника между актёрами и зрительным залом. Вот задача кондактора вместе с актёрами и состоит в том, чтобы создать доверительную обстановку, сделать так, чтобы истории рассказывались. Обычно мы играем 8-12 историй за один перфоманс.
— Сколько импровизированных представлений плейбэк-театра уже состоялось и какие истории легли в их основу?
— За 8 лет существования у нас прошло более пятидесяти перфомансов на очень разные темы. Мы обычно сами выбираем тему перфоманса. Какие истории рассказывают? Если ранее чаще говорили о войне, то сейчас звучит больше историй о рутинной повседневности, о жизни и смерти, про болезни, про дружбу и предательство, про любовь и боль.
Камерно, безопасно, интересно
— Кто в числе ваших зрителей?
— Мы проводили наши перфомансы для очень разных аудиторий. Это могут быть специалисты определенного учреждения, люди, объединённые какими-то интересами, учащиеся учебного заведения или те, кто узнал о наших публичных перфомансах из социальных сетей.
— Охотно ли зрители делятся личными историями и насколько сложно их полностью прочувствовать и мгновенно воплотить на сцене?
— Рассказчик, который решился рассказать историю, в итоге получает художественную интерпретацию своего жизненного опыта, и зачастую глубокий и необычный взгляд на пережитые события, а также поддержку и понимание, что его история важна. Но если на перфомансе кто-то не решился поделиться сокровенным, он всё равно получает массу ощущений и много инсайтов.
— Что бы вы могли посоветовать зрителям, которые приходят к вам на перфомансы, хотят в них участвовать, но стесняются сами выйти на сцену?
— Просто приходить к нам! Это камерно, безопасно, интересно. Это возможность посмеяться и поплакать, прожить нашу жизнь более качественно, переосмыслить прожитые истории и получить невероятные эмоции.
Беседовала Алиса САДЕКОВА.