На сцене - судьба шахтерской дочери

«Нет ничего сильнее Церкви.
Кто захочет с нею бороться, тот неизбежно погибнет, это все равно, что ополчиться войной против Неба».
Преподобный Иоанн Златоуст.

Макеевка… Один из многих городов Донбасса со своими исключительными природой, ландшафтом и, конечно, своей историей, такой неповторимой и незабываемой.
От храма... к храмуПреподобный Макарий Оптинский постоянно напоминал: «Вера не только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его промысел, управляющий тварями своими и все на пользу устраивающий».
Разве не по промыслу Божию был построен двести лет назад Свято-Николаевский храм в Ясиновке? Он, а затем Свято-Николаевский на станции Криничная и Свято-Покровский в Землянках обозначили северную границу нашего будущего города. В Нижне-Ханженково Свято-Митрофановский храм обозначил восточную, а Одигитриев-ский в Грузско-Ломовке – южную, Свято-Николаевский в поселке Григорьевка – западную.
Посмотрите, образовался крест. Может быть, под защитой этого креста мы и жили, строили, пережили войну?
Может быть, поэтому у нас не было страшного голода, больших боевых действий и других, как говорил преподобный Илья Макеевский, стихийных бедствий.
В начале ХХ века в Макеевке (в поселке Дмитриевском) вырос Свято-Троицкий храм. Разрушенный в 30-е годы, он теперь находится в самом сердце города. Это нижний храм в Свято-Георгиевском соборе, ставший частью его истории.
От храма... к храмуИстория самого Свято-Троицкого храма началась в 1907 году. В ведомости переписи храмов, датированной 1911 годом, Молитвенного Всех Святых Дома поселка Дмитриевского Таганрогского округа Макеевского Благочиния в 22-м пункте записано, что во второй половине 1907 года во Всесвятском храме открыт комитет по постройке нового храма в поселке Дмитриевском. Председателем его состоит священник Платон Евфимов. К концу 1911 года было собрано 1758 рублей 47 копеек. Сам молитвенный дом находился в районе городского парка (сейчас парк им. Василия Джарты).
На строительство какого же храма прихожане собирали деньги? Свято-Троицкого. Они хотели, чтобы в центре города был возведен Свято-Троицкий храм. Это бы повысило и статус Дмитриевского (он стал бы городом). Но владельцы поселка и прилегающих к нему земель Анонимное Общество «Русский горный и металлургический «Унион» не были заинтересованы преобразованию Дмитриевского в город, т. к. с этим были связаны отчуждения угленосных земель в пользу будущего города, потеря прибыли от эксплуатации поселка и дополнительные налоги, которые предприятие должно было платить в городскую казну на общественное благоустройство.От храма... к храму
Но деятельность Общества по благоустройству города принесла свои плоды. «Унион» организовал пожарную команду, разрешил жителям лечиться в своих больницах за умеренную плату. И если раньше он считал, что для жителей поселка достаточно небольшой Всесвятской церкви, то перед угрозой отчуждения земель выделил под строительство Свято-Троицкого храма 30 тысяч рублей и недостающий строительный материал.
Строительство храма было завершено в 1914 году. Храм был действующим до 1928 года. В 1928 году его закрывают. Поводом к закрытию стало сообщение наркома тяжелой промышленности о росте пьянства в городе Макеевке. В качестве причины пьянства на городском собрании было названо отсутствие мест культурного отдыха трудящихся. Принимается решение закрыть храм и в его помещении открыть Дворец культуры им. Ленина. Здание храма в качестве Дворца культуры просуществовало где-то до 1939 года. Во время реконструкции центральной части города собор был разрушен окончательно – взорван.
Тем не менее место это для макеевчан осталось священным. Господь не допустил осквернения его. На всей территории бывшей храмовой площади разбили сквер. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков здесь были захоронены в 1943 году воины, отдавшие жизнь в боях за Родину. В 1946 году, после окончания Великой Отечественной войны, был установлен памятник — обелиск Славы и Вечный огонь.
А что же Свято-Троицкий храм? В годы немецкой оккупации он был открыт… в здании бывшего Укрсоцбанка. Как вспоминала макеевчанка Ида Анатольевна Паршикова, на первом этаже, в большой комнате направо, проходило богослужение, пел хор. Крестили на втором этаже. На балконе был установлен колокол. Здесь крестили брата ее подруги, Аллы Мельниченко, — Виктора. Макеевчане здесь причащались, святили пасхи. «Может быть, потому, что я была маленькая, пасхи казались мне большими, как ведра. А после освобождения Макеевки, — продолжала она, — под церковь выделяют помещение, где находилась фабрика спецодежды, наискосок от стоматологии. Моя мама была учителем. На Пасху учителей заставляли дежурить в храме, чтобы не заходили школьники. Рядом с мамой вертелась и я».
В Свято-Троицком храме в 50-е годы служили священники Петр Деснов, вы-пускник Одесской духовной семинарии, благочинный отец Леонид Пирский, диакон Тихон Бондаренко, третий священник Симеон Воронин.
В 1957 году городские власти находят, что в церкви в аварийном состоянии находится потолок.
Как вспоминал ныне приснопамятный Петр Деснов, прихожане, священники своими силами отремонтировали потолок. В храме всегда было многолюдно. Как вспоминала Раиса Дикая (бывшая директор школы №11), она приходила сюда с мамой. «Я помню, что в храме было всегда тепло, уютно, светло. А батюшки, будто Ангелы, говорили ласково, с улыбкой. Было тихо и уютно». Но прошел год, и в 1958 году храм все равно закрывают. Церковную утварь передают в Свято-Казан-ский храм. Казалось бы, о Свято-Троицком храме все забыли.
Но вот мы встречаемся в городском архиве с его бывшим начальником – Валентиной Полежаевой. Нас интересовали документы, касающиеся Свято-Георгиевского собора, а именно протокол собрания, где было принято решение о его строительстве в честь ознаменования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. (Мы об этом вам рассказывали).
Начинается строительство Свято-Георгиевского собора. Но где же людям молиться? Ведь нужно намаливать это место, тогда и строительство будет идти успешно, да и членам общины будущего собора нужно помещение для совершения церковных ритуалов. И тогда на прием к Владимиру Жукову (тогдашнему председателю горисполкома) приходит Галина Халдеева, бывший сотрудник городского спорткомитета. Она просит от имени общины Свято-Георгиевского собора о передаче ей (общине) здания бывшего обувного участка №4 производственно-коммерческого центра «Макбытуслуги».
И такое решение было принято 16 марта 1994 года. В здании обустраивается… Свято-Троицкий храм. Идут службы, крестят младенцев, венчают молодоженов, отпевают усопших. А рядом строят собор, все выше и выше возносятся его стены. И когда собор был построен, его настоятель, тогда еще архимандрит Варнава (ныне Архиепископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии) принял решение: основать Свято-Троицкий храм в цокольном помещении собора. Наконец он нашел покой и защиту под сводами собора более чем через полвека. Здесь всегда тепло, уютно, тихо и только по субботам и воскресеньям шумно: молодые семьи приносят новорожденных для совершения таинства Крещения.
От храма... к храмуНа вопрос: «Почему именно в Свято-Троицком находится крестильная?», настоятель собора ответил: «Храм пережил трудную судьбу, но выжил, выстоял и возродился, как птица Феникс из пепла. Пусть даже не в том первоначальном виде. Хотелось, чтобы и новорожденные, принимая таинство крещения, были в жизни выносливыми, терпеливыми и верили, что Господь никогда не оставит их».
Глядя на это красивое, необычное помещение Свято-Троицкого храма, пережившего такую трудную судьбу, но сохранившего свое имя, кажется, что он говорит с Богом словами Иоанна Кронштадского: «Сколько раз смерть вступала в мое сердце, сообщая начатки свои и телу, – числа нет, и от всех смертных случаев Господь избавил меня, помиловал милостию несказанною, оживотворил меня. О! Какою благодарностью к Господу должно быть наполнено сердце мое».
Дорогие читатели «Вечерки»! Шесть недель вы провели с газетой, знакомясь со Свято-Георгиевским собором и Свято-Троицким храмом, ставшим частью истории собора, которому, кстати, в марте этого года исполнится тоже 30 лет.
Большая часть материала была посвящена, как вы уже увидели, преподобному Илье Макеевскому. И сейчас вновь хочется обратиться к его словам: «…придет время, старичка откопают. Старые – отпадут, а новые – много новых притечет».
Действительно, старые отпали, это поколение, которое было с ним рядом, оберегало, прятало. Старые, которые скоро тоже отпадут, это их дети. Это они вспоминали о схимонахе Илье, они помнили то, что рассказывали их родители. Им тогда было 6-7 лет.
А кто же тогда «новые»? Это те, наверное, кому было 10-15 лет, когда началось строительство Свято-Георгиевского собора. Сегодня – ему 30. За эти годы выросло новое поколение людей. Кому-то 18, кому-то – 20, 25, 30. Разве не к вам, новым, относятся эти слова? Вам выпало жить в сложное, трудное, непростое время. Вам предстоит решать, а может быть, вы уже решаете проблемы с работой, образованием, семейными хлопотами, да мало ли какими житейскими делами. Решать одному очень трудно. Вам на помощь может прийти преподобный Илья Макеевский. Помните его слова: «Молитесь за меня на земле, и я услышу вас». И еще: «Ко мне на могилку приходите, как к живому. Все выслушаю, все расскажите, обо всем поплачьте, всем поделитесь. Молитвами помогу».
Может, пора уже решиться?

Раиса БЕЛОБРОВА,
редактор православной телепрограммы «Благовест».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *