Спектакль “Сирано де Бержерак” по одноименной пьесе французского драматурга Эдмона Ростана был создан в 2008 году продюсерским центром “Арт-Питер” с петербургскими актерами, а с 2015 года несколько лет с успехом шел в репертуаре Московского Губернского Театра под руководством Сергея Безрукова. Теперь эта легендарная постановка получает новую жизнь в Донецком РАМТе.
О чем эта постановка?
Главный герой истории – Сирано де Бержерак – влюблен в красавицу Роксану, но не решается признаться ей в этом, считая, что не достоин ответного чувства. Он не только бесстрашный солдат, но и прекрасный поэт. Но… при этом он пугающе некрасив. Уродливый нос Сирано – его главный враг. Герой готов биться насмерть с каждым, кто косо взглянет на него, доказывая стихом и шпагой, что ум, честь и храбрость важнее привлекательной внешности. Но сам он не верит, что дама его сердца может предпочесть красоту внутреннюю красоте внешней. И он не решается ей открыться.
И дожидается того, что девушка влюбляется в другого парня, красавчика Кристиана. Сирано принимает это слишком всерьез и, скрепя сердце, решает помочь молодой паре воссоединиться.
Роксана берет с Сирано слово, что тот присмотрит за этим молодым дворянином, поступившем на службу в тот же полк.
Кристиан оказывается отважен и добр, хотя и не слишком умен, и вызывает симпатию у главного героя. Сирано решает угодить кузине и сделать из юноши идеального возлюбленного, одолжив тому собственное остроумие и поэтический дар: “Я буду разум твой, ты – красота моя”. Втайне его греет мысль, что, сама того не зная, Роксана будет отчасти любить и его. Заканчивается эта авантюра неожиданно и печально.
Начинаясь как комедия, к концу произведение практически превращается в драму. Герои взрослеют, умнеют, меняются. Легкомысленная и хитрая кокетка Роксана, в начале пьесы плененная внешностью Кристиана и уверенная, что “так же он умен, как и хорош собой. Возможно ль глупым быть при красоте подобной?”, всегда понимала, что и глупость никогда не была ей по вкусу.
История Сирано де Бержерака – это история о великой любви, о чести и отваге, которая никого не оставит равнодушным.
Из истории спектакля
Этот легендарный спектакль по героической комедии Эдмона Ростана долгое время являлся любимой ролью Сергея Безрукова и огромного количества его поклонников, обожавших эту работу.
Премьера “Сирано” состоялась в Санкт-Петербурге в 2008 году, это был спектакль продюсерского центра “Арт-Питер”, режиссером-постановщиком стал Александр Синотов, а режиссером – Сергей Безруков, приглашенный на заглавную роль. Роль Роксаны исполняла Елизавета Боярская. У этого спектакля была счастливая судьба. Сергей Безруков в образе Сирано и весь питерский состав спектакля покорили зрителей с самых первых показов. У “Сирано” всегда были аншлаги, и с гастролями он объездил многие города нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, ему стоя аплодировали зрители Беларуси, Украины, Прибалтики, Казахстана, Германии, США… В безруковского Сирано – романтичного и страстного поэта, воина, бунтаря и философа, отважного храбреца, не боявшегося ни бога, ни черта, но так и не решившегося открыть свое сердце прекрасной Роксане, невозможно было не влюбиться.
Позже этот спектакль стал принадлежать антрепризному Театру Сергея Безрукова, а когда Сергей Витальевич возглавил Московский Губернский театр, то поставил его уже со своими актерами. И губернские артисты во главе с Сергеем Безруковым создали своего блестящего “Сирано де Бержерака”. Роль Сирано де Бержерака Сергей Безруков играл на протяжении почти 10 лет. Одно время исполнителем Сирано был Гела Месхи, потом несколько лет спектакль шел на сцене Губернского театра с Дмитрием Карташовым в главной роли, а потом был снят с репертуара.
И вот недавно мы узнали, что Московский Губернский театр передал этот спектакль в дар Донецкому РАМТу. Театр Сергея Витальевича передал права на постановку, на использование звуковой и световой партитуры, музыки. Теперь этот легендарный спектакль играют молодые актеры театра – Валерий Машошин и Дмитрий Штепа в роли Сирано, Кристина Вовк в роли Роксаны, Артем Чумачок в роли Кристиана де Невильета и другие.
Кроме главных героев, интерес представляют и остальные – каждый со своим уникальным характером.
– В процессе репетиций вся труппа переживала, получится ли, оправдаем ли высокое доверие дарителей? Работа была проделана большая и режиссером адаптации Максимом Ждановичем, и актерами. Все получилось! Большое спасибо всем, – так оценил премьерный показ спектакля генеральный директор-художественный руководитель ДРАМТа Владислав Слухаенко.
Желаем долгой жизни “Сирано де Бержераку” в Донецком РАМТе, чтобы и на их спектакле, как когда-то на спектаклях с Сергеем Безруковым, зрители, глядя на сцену, смеялись, плакали, аплодировали, кричали “браво” и не дыша ловили каждое слово Сирано.