Скоро наши экраны заполонят призывы воспользоваться скидками на “черную пятницу”. И хорошо еще, если нам продадут что-то нужное. Но ведь часто бывает, что покупаем лишнее и не знаем, что потом с этим делать. Бывает ведь?
Между тем, даже среди людей с невысоким достатком есть такие, которые все время что-то покупают и не могут остановиться. Их называют шопоголиками.
Причины покупки лишних вещей — разные, а значит, искать, как избавиться от шопоголизма одним способом, не получится. Нужно как минимум десять.
Причины и способы борьбы с шопоголизмом
Причина 1. Эта вещь есть у многих, а значит, чем-то она ценна.
Способ борьбы. Часто это так — все-таки мы все между собой очень похожи, похожи и наши потребности. Но в каждом человеке иногда таится, а иногда явно выражается его собственная натура, у которой есть свои личные ценности и стремления. Подумайте, ценна ли эта вещь лично для вас, поможет ли в достижении ваших целей?
Причина 2. Восхищение предметом.
Способ борьбы. Любуйтесь вещью так, как любуетесь морем или грациозным хищником — не обладая. В природе ничто никому не принадлежит. Сфотографируйте или просто запомните в деталях, как выглядит предмет. Очень легко сделать это с товаром из интернет-магазина — сохраните его фото на компьютер и рассматривайте. И вскоре этот образ надоест.
Причина 3. Часто нас соблазняет интересное сочетание цветов.
Способ борьбы. Добавьте эти цвета в вашу жизнь. Рисуйте, раскрашивайте, сделайте цветной торт или салат, покрасьте внутреннюю часть мебели, сделайте нашивку на одежде, поставьте яркую заставку на смартфон, пишите фломастером полюбившегося оттенка.
Причина 4. Купить какой-то интересный предмет нас часто побуждают эмоции. А почему бы и нет, если вещица доступна по цене?
Способ борьбы. Тут надо научиться отключать эмоции, становиться роботом, ответственным и практичным. Нужна ли эта вещь в доме, в гардеробе или вам просто понравился ее дизайн?
Причина 5. Желание продемонстрировать свою уникальность.
Способ борьбы. Покупка может помочь подчеркнуть ваш образ. Но не стоит строить свою индивидуальность на том, что потребляете. Пусть так поступают герои рекламы. А реальным людям лучше проявлять себя в делах и идеях.
Причина 6. Шопинг является для вас приятным способом заполнить время, а охота за скидками поднимает настроение.
Способ борьбы. Найдите другое увлечение — в мире столько интересного! Правда, есть нюанс: хобби может тоже заставлять вас посещать магазины. Если так происходит, нужно просто подумать, что именно вас радует в вашем увлечении — сам процесс или покупки для него.
Причина 7. Модная одежда и техника нужны вам для того, чтобы окружающие уважали и восхищались вашей «продвинутостью» и хорошим вкусом.
Способ борьбы. Бороться с этим убеждением можно, подумав вот о чем. Возможно, вы и добьетесь «восхищения», но оно будет адресовано не вам, а вашим вещам. А уважать вас будут продавцы, которым нужно вам продать очередной предмет одежды или какую-то безделушку.
Причина 8. Хочется нравиться себе в зеркале.
Способ борьбы. Чтобы нравиться себе и людям, много одежды не нужно. Уверенности в своей неотразимости прибавит регулярный уход за кожей, подвижный образ жизни, правильное питание. Большое значение имеет и то, как вы говорите. Если записать свою речь и мимику на видео, можно много нового о себе узнать. И никакой новый наряд не исправит ситуации — только работа над собой!
Причина 9. Вы бы и рады остановиться и почитать, как избавиться от шопоголизма, но все никак не найдете ту самую, идеальную во всех отношениях вещь. Поэтому у вас так много рубашек (сумок, обуви или чего-то другого).
Способ борьбы. Научитесь тормозить. Дольше думайте, прежде чем купить что-то. Не стесняйтесь возвращать не подошедший товар — у покупателей есть права и они не просто так написаны.
Причина 10. Многие товары стали доступнее, почему бы не порадовать себя чем-то недорогим?
Способ борьбы. В том-то и дело — многие вещи подешевели, поэтому теперь больше ценится свободное время, пространство и порядок. И этих радостей можно лишиться, если накупить разных безделушек. Кроме того, дешевые вещи не такие уж и дешевые на самом деле. По сети гуляет замечательная формула: нужно поделить цену вещи на количество раз, которое ее использовали. После таких подсчетов даже копеечная майка, надетая один раз, покажется «золотой». А если учесть еще и время, потраченное на ее поиск?
Мы привыкли к тому, что перед большими праздниками нужно непременно приобрести обновку. Но часто такие нарядные вещи оказываются одноразовыми, как раз таки по причине своей нарядности и заметности. Если вам это так же не нравится, то можно: а) брать эти вещи напрокат; б) продавать наряд после праздника тем, кто еще не знает, как избавиться от шопоголизма (шутка); в) выбирать такую одежду, которая будет использоваться и в дальнейшем — лаконичную и практичную; и г) вообще игнорировать эту традицию.
Ну и напоследок расскажу историю, которая дает повод задуматься, точно ли нам нужно то, что нас привлекает. Когда моей младшей сестре и ее подруге Вике было лет по надцать, они часто проводили время с небольшой компанией возле дома. Вместо скамеек там были уложены большие бревна (рустикальный стиль называется).
Я в те времена грешила продажей всяческого орифлейма. И, когда Вика пришла к нам, подсунула ей очередной каталог.
— Вот, — говорю, — румяна в шариках. Красииивые, блестящие, с большой скидкой.
— Да, — согласилась Вика, — я хотела такие. Но где я буду блестеть? На брёвнах?
И это было сказано с интонацией… такого иронического смирения. Но фраза очень запомнилась. И я часто ее цитирую, когда речь идёт о какой-то нелепой неуместности.
Ильмира НИГАМЕТОВА.