Буря недоумения смущает ми ум, како достойно есть пети чудеса твоя, блаженне Николае; никтоже бо может я исчести, аще бы и многи языки имел, и глаголати восхотел; но мы дивно Богу в тебе прославляющемуся дерзаем воспевати: Аллилуиа.
Святой Иоанн Златоуст писал: «Не уклонись от Церкви: нет ничего сильнее ее, она твоя надежда, в ней твое спасение». Наверное, глубоко верили в это наши деды и прадеды, если в начале века, в 1903 году, решили построить на окраине города, в поселке Григорьевка, храм. Ведь время уже тогда было неспокойным даже в Макеевке. Николай Хапланов в своей книге «Макеевка», давая характеристику тому времени, пишет: «26 апреля 1903 года забастовали рабочие Нижне-Крынских шахт. А летом уже бастовали труболитейщики. Будоражили умы рабочих листовки, появившиеся на металлургическом заводе. Зимой 1904 года начинается война России с Японией.
Наступал тяжелейший год в истории страны, одних разочаровавший, других озлобивший, третьим открывающий глаза — 1905».
Поселок Григорьевка. Что мы знаем о нем? Поселок Григорьевка относится к старинному населенному пункту, расположенному на территории современного города Макеевки. Он был основан в самом начале ХІХ века. К сожалению, история не сохранила точной даты основания поселка.
Но в архиве Войска Донского хранятся несколько карт этого периода. На картах 1801 года поселка еще нет, а на картах, датированных 1806 годом, он уже значится. Следовательно, Григорьевка была основана между 1801 и 1806 годами.
Основал поселок генерал от кавалерии Дмитрий Иванович Иловайский, который получил эти земли в дар от императрицы Екатерины II за мужество, проявленное в боях в русско-турецкой войне и в знак благодарности, ибо Иловайский участвовал в Дворцовом перевороте, который и возвел на престол Екатерину II. После смерти Дмитрия Ивановича земли унаследовал его сын Григорий Дмитриевич Иловайский. Позже внук Дмитрия Иловайского, который стал владельцем поселка Григорьевка, оставляет службу в чине полковника и переезжает в свое имение. Здесь он обустраивает усадьбу, дом, сад, который шел вдоль реки Кальмиус, хозяйственный двор с постройками. После отмены крепостного права поселок растет, развивается, становится достаточно зажиточным поселением. В 1863 году в этом поселке насчитывается 270 дворов, население удваивается.
Доход крестьяне извлекают из своей земли, но не за счет хлебопашества, а за счет полезных ископаемых, которые хранила макеевская земля. Не имея возможности самим добывать уголь, крестьяне сдают свои угленосные земли в аренду. По-видимому, заключив выгодный контракт с угольными копями, жители села Григорьевка и решили построить у себя церковь во имя Святого Николая Угодника. Церковь была построена буквально за два года. Вот что пишется об этом в Церковной ведомости, датированной 1911 годом:
«Церковь эта построена в 1905 году по усердию и на средства прихожан поселка Григорьевка. Она кирпичная, с такой же колокольней, покрыта листовым железом, притча по числу прихожан поместительна, ограда вокруг нее деревянная. Престол в ней один — во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, освящен в 1906 году, 28 декабря.
На содержании притча Григорьевское общество платит 1600 рублей, при условии совершении треб для прихожан безвозмездно. В окрестности ее находятся церкви — поселка Дмитриевского — в 9 верстах и Берестово-Богодуховского рудника — в 4 верстах».
В пункте 20 читаем: «С 1905 года при сей церкви существует церковно-приходская школа, открытая попечением прихожан на средства общества. В год переписи обучалось в ней 154 ученика, в том числе 61 девочка». Следовательно, церковь была в селе еще до строительства храма, но, возможно, она была деревянная, обветшала, и жители поселка решили построить новый каменный храм, на века. Так оно и случилось. В 2005 году храму исполнилось 100 лет. И как не усмотреть промысел Божий в том, что в конце 2004 года, именно накануне столетия храма, рабочие металлургического завода города Мариуполя обнаружили в металлоломе латунную пластину, на которой были выбиты фамилии создателей и благодетелей церкви. Пластину передали в Донецкую Епархию, а оттуда — в храм отцу Дмитрию Черному, настоятелю. На пластине читаем: «Храм сей был заложен во имя Святителя Николая Чудотворца в лето от рождества Христова 1903, и окончен в 1906, октября месяца в Царствование Государя-Императора Николая Александровича II, Самодержца Вседержавного при архиепископе Афанасии Донском и Новочеркасском по плану архитектора В.Н. Куликова и на средства граждан села Григорьевка».
Когда начались страшные годы богоборчества, храм, благодарение Богу, уцелел, снесли только колокольню и купола. В храме открыли клуб. Улица до сих пор так и называется Клубная. В годы ВОВ здесь шли службы. Настоятелем, по рассказам старожилов, был отец Гавриил. О его судьбе никто ничего не знает. Отца Гавриила сменил отец Григорий Борисенко, на целых 30 лет. Батюшка от Бога, он стал духовным наставником многих почитаемых ныне священников, в том числе Епископа Макеев-ского Варнавы, викария Донецкой Епархии.
— С этим храмом связаны ключевые моменты моей жизни, — вспоминает Владыка Варнава. — Может, благодаря месту положения храма, священнику, который там служил, я обязан первыми шагами своими в церкви. Еще шестилетним мальчиком меня привела туда мама. Это первый храм, который я сознательно помню. Куда бы меня судьба земная не относила от этого места, я возвращался к этому источнику, и снова, и снова пил живую воду веры православной. Скорее всего, это было влияние отца Иосафа. С этим именем был пострижен в монахи отец Григорий Борисенко. Я чувствовал особую благодать от общения с ним.
Да, о храме заговорили, людям нравились службы батюшки Иосафа, напоминающие своей торжественностью и чинностью архиерейские. Разнеслась молва и о хоре храма, как об одном из лучших в епархии. Еще бы, в хоре пели иерей Вячеслав Филатов (ныне Владыка Варнава), студент Донецкого музыкального училища Владимир Сучков (ныне архимандрит Сергий, настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла г. Донецка), Валерий Гавва (солист Академического ансамбля песни и пляски имени Александрова). Вспоминает архимандрит Сергий (Сучков): «Хор был отменный, по городу пошли разговоры. Несмотря на то, что поселок Григорьевка далекий, люди шли в храм, особенно в выходные дни храм был забит».
Естественно, с ростом прихода появились и доходы. Батюшка Иосаф вкладывал их в благоустройство храма: перекрыл крышу, затем занялся иконостасом. В подвале нашли уцелевшие фрагменты иконостаса, который был еще до революции. Заказал столярам недостающие детали, пригласил из Макеевки художника Геннадия Несоленого. Этот иконостас стоит и поныне, во всяком случае, его основа.
— Впоследствии, — продолжает Владыка Варнава, — я познакомился с этим художником-фронтовиком и заинтересовался живописью. Именно у него брал уроки росписи храма. Нет в храме и сантиметра пространства, где бы я ни коснулся своей кистью — от купола до пола.
Где-то в конце 60-х регентом хора стал Алексей Иванович Лядов, отец композитора Людмилы Лядовой.
— Помню и Алексея Ивановича, регента хора,- говорит Епископ Макеевский Варнава. — У него что-то случилось с голосом, но он музыку не оставил, так как был великолепный педагог, который повлиял и на мое воспитание, развитие. Помню и Владимира Сучкова. Знаю, что он сегодня архимандрит Сергий, заслуженный священник Донецкой Епархии, служит в г. Донецке настоятелем храма, всеми уважаемый человек. Вот такая у нас была юность. Мы вместе начинали петь в хоре под руководством Алексея Ивановича Лядова. Хор был действительно великолепный. Я хочу сказать, что все зависит от личности, от таланта руководителя.
Алексей Лядов жил в нашем городе, в доме, который сохранился до наших дней, стоит рядом с Плехановским рынком. Хозяйка дома приветливо встретила нас, показала табличку, которая висела на доме, с именем этого человека, домовую книгу, где есть запись о его прописке.
Будучи глубоко верующим человеком,
А. Лядов, гастролируя по территории бывшего Союза, переписывал в храмах ноты церковных произведений. Когда судьба занесла его в Макеевку, он выбрал Свято-Николаевский храм в поселке Григорьевка, где руководил хором до самой своей кончины. Как вспоминает архимандрит Сергий (Сучков), он приехал проведать Лядова где-то за неделю до его смерти, вот тогда-то он и подарил ему камертон, сказав: «Возьми, будешь регентом, я знаю, он тебе пригодится». И он действительно стал регентом в этом же храме, уже при отце Дмитрии Черном, теперешнем настоятеле храма. — Это большое счастье, когда на пути встречаются такие люди.
Архимандрит Сергий (Сучков) хорошо помнит и батюшку Иоасафа: «Он очень любил меня, у них с матушкой не было своих детей. Была приемная дочь, но она жила не с ними. Помню, он часто мне говорил, что хочет умереть в алтаре. Так и случилось. Во время проведения литургии, которая стала его последней, на словах «…. весь живот наш Богу предадим», батюшка медленно осел и упал. Храм ахнул. А я испугался, ведь мальчишка еще был. У него ничего не было — ни кола, ни двора, жил в домике при храме. Но он всю жизнь собирал сокровища Небесные. Спасибо Богу за каждое мгновение жизни, за подаренную возможность общаться с такими людьми. Спасибо за всё».
О каждом, кого судьба каким-то образом связывает с этим храмом, можно много рассказывать. Но сегодня наш рассказ о теперешнем настоятеле храма, сменившем игумена Иоасафа — протоиерее Дмитрии Черном, о котором Владыка Варнава сказал: «Свято-Николаевскому храму, можно сказать, повезло: настоятелем пришел очень творческий и одновременно хозяйственный человек — Дмитрий Черный. Все, что мы видим перед собой, — благоустроенная территория, котельная, купола, кресты, ограда, памятный крест — очень добротно и красиво. Сегодня это один из лучших храмов Донецкой епархии.
«Если Бог даровал самого себя нам, если он в нас пребывает, а мы в нем, по неложному слову Его, то чего он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет. Господь пасет мя и ничетоже мя лишит …Дашь мне, Господи, любить всякого ближнего своего, как себя, всегда и ни из-за чего на него не озлобляться, не работать диаволу, дашь мне распять ми самолюбие, гордость, любостяжания, маловерия и прочие страсти. Да будет нам имя — взаимная любовь». (Псалом 22).
Взаимная любовь. Откуда она у него? Почему ее на всех хватает? Почему к нему тянутся люди, как и к этому храму, где он служит вот уже более 22-х лет. А в общей сложности — около 60. Может, потому, что «…обильно открыл ты мне, Господи, истину твою и правду твою, через образование меня науками. Открыл ты мне все богатства веры и природы и разума человеческого. Увидел я слово твое, то слово любви, проходящая же до разделения души же и духа нашего».
И он полностью отдает себя Христу, восстановлению Дома Его на земле — Свято-Никольскому храму, куда получил благословение в 1987 году. 22 года службы в храме, и все эти годы его благоустройство. Нашли фотографию, которая сохранилась еще до разрушения. И все восстановили, как было в первоначальном виде. Может, даже лучше. Батюшка считает, что Господь коснулся сердец доброхотных жертвователей, и они большие дела делают по восстановлению храма. Возвели колокольню, поставили пять куполов, покрыли крышу оцинкованным железом, поставили кованую ограду с кирпичными столбами, с аркой над святыми вратами. Расширили территорию церковного двора, заложили фруктовый сад. Когда закончили наружные работы, перешли к внутренним. Полы выложили кафельной плиткой, деревянные окна заменили пластиковыми, позолотили иконостас, обновили все образа, всю стенную роспись. При этом в храме никогда не прекращались Богослужения, на которые, как и прежде, стекается много народу. Бог давал силы и здоровье настоятелю храма, а он в ответ начал новый этап благоустройства храма: в честь 2000-летия Рождества Христова установили гранитный памятный Крест, выложили двор тротуарной плиткой, перекрыли крышу, на сей раз медью, купола — булатом. Кресты тоже сменили на булатные.
Конечно, все это можно было сделать только благодаря помощи прихожан, благодетелей. Настоятель Свято-Николаевского храма выражает особую благодарность женщинам православной общины, и не только за тот труд, который они вложили в благоустройство храма. Батюшка считает, что вера наша православная и Церковь выстояли благодаря женщинам. В годы ВОВ они стояли в храмах, вымаливая со священством победу, в годы атеизма они все равно шли в храм, крестили детей, освящали пасхи. Они несут послушание в свечных лавках, храмах. Они все воспринимают сердцем, которое их не подводит.
— Батюшка, что вы пожелаете людям?
— Я постоянно людям напоминаю: люди, помните, в году 52 воскресения, и каждое из них почитайте, как святой день. Придите в церковь, воздайте хвалу Господу нашему, святым, Матери Божьей Богородице. Помолитесь. Помолитесь о детях, чтобы Господь послал мир и спокойствие. Мое пожелание, чтобы верили и не сомневались.
Начался новый век в жизни храма. Все так же светит солнце, тишина, покой, пасется стадо, косят траву. И вроде не было этого долгого, такого жестокого и такого отрадного для храма и его настоятеля, ушедшего века.
Записки паломника. Май, 2007 год.
Раиса БЕЛОБРОВА, редактор православной телепрограммы “Благовест”.