Возбранный Чудотворце и изрядный угодниче Христов, миру всему источали многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, Святителю Николае: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче.
Рассказывая о храмах нашего города, мы как-то не задумывались, почему они здесь построены: пос. Капитальная, Коммунар, Буроз, станция Криничная и другие. Мы знаем только, что храмы строились там, где поселялись люди. А по какому принципу формировалась территория нашего родного города?
В истории основания населенных пунктов на территории современного города Макеевки можно выделить три основных этапа.
Первый этап связан с казацкой колонизацией края, когда здесь, в степи возникают первые казацкие хутора и землянки. Это конец XVII — начало XVIII века. Второй этап — появление населения сельского типа в период аграрной колонизации края, последняя четверть XVIII — первая половина XIX века. Третий этап связан с промышленной колонизацией края, когда в середине XIX века в Макеевке были найдены крупнейшие залежи каменного угля. Начинается история нашего города как крупного промышленного центра Донбасса.
Строятся крупные промышленные предприятия, шахты, заводы. И, непременно, где возникают рабочие поселения, которые по традиции того времени, называли колониями, вырастали храмы. Станция Криничная была введена в эксплуатацию в 1879 году. Со временем она становится крупным железнодорожным узлом, работая в четырех направлениях: Дебальцево, Ясиноватая, Ханженково, Путепровод. У самой железной дороги, как маяк в море, вырос храм в честь св. Николая угодника Божьего.
Документальных данных о храме почти нет. Лишь в ведомости о Церкви храма свт. Митрофана Воронежского пос. Нижне-Ханжёнково Таганрогского округа Донской епархии, датированной 1911 годом, в пункте 13-ом мы читаем: «В сей церкви с 1910 года, 1 января приписан молитвенный дом при станции Криничной Екатерининской железной дороги». Вот и все. Мы можем предполагать, что храм был открыт при поддержке администрации железной дороги 19 декабря 1909 года, ко дню почитания угодника Божия. А 1 января 1910 года уже приписан к Свято-Митрофановскому храму, который был открыт еще в 1871 году.
Свято-Николаевский храм функционировал до 50-х годов. Как вспоминает Екатерина Омельченко, 1922 года рождения, приехавшая в поселок в 1943 году, она еще в храме крестила свою дочь в 1944 году.
Вместе с подругами Еленой Онищенко и Клавдией Мельниковой пела в церковном хоре. А вот Анна Хромова, староста храма, в 1963 году крестила сына уже в доме священника, отца Николая (фамилию не помнит), т.к. храм был закрыт. Приехавшая в поселок в 1967 году Валентина Пугачева видела в храме станки. Здесь были открыты учебные мастерские. И только через 20 лет она вновь пришла сюда, в возрождающийся храм, стала за свечной лавкой и несет свое послушание и по сей день.
18 апреля 1991 года по Указу Епископа Донецкого и Луганского Иоаникия был благословлен настоятелем храма священник Александр Клименко. Как говорят, священник от Бога, он за 14 лет службы в храме пристроил помещение для алтаря, построил трапезную, крестильную, просфорную, домик для священника, почистил и оборудовал колодец, благоустроил территорию, поставил ограду, возвел купол. Купол голубого, небесного цвета радует взор каждого жителя поселка, каждого проезжающего в поезде, электричке, как бы благословляя в дальнюю дорогу.
О батюшке в поселке до сих пор вспоминают с теплом и любовью, как и в Свято-Касперовском женском монастыре, куда он был переведен в 2004 году указом Владыки Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского. В монастыре, на Великий пост, 11 апреля, был пострижен в монахи с именем Амвросий, здесь же 3 июня, в День Владимир-ской иконы Божией Матери, почил о Бозе.
Преемники батюшки Амвросия продолжили начатое им дело. Отец Стефаний Цап (ныне настоятель Свято-Николаевского храма в Ханжёнково) построил притвор, на котором возвели колокольню. Протоиерей Василий Кондратюк (настоятель Свято-Преображенского храма) благоустроил территорию. Каждый вносил свою лепту в благоустройство храма, и сейчас он выглядит, как сошедший с рождественской открытки.
В настоящее время настоятелем храма является игумен Антоний, в миру Александр Денисов. Он родился на земле Донетчины. Сразу после окончания школы в 1991 году поступил в Духовную семинарию, затем перевелся на заочное отделение, был рукоположен во диаконы и переведен в Ростов-скую область, в Ольшанский район, село …Верхне — Макеевку, что по трассе Вешенской. И вот снова Макеевка, но уже Донецкой области. По благословению Владыки Илариона назначен настоятелем Свято-Николаевского храма при станции Криничная.
22 мая, когда обновляется вся природа, а станция Криничная утопает в сирени и вишневых садах, в храме — престольный праздник — День обретения мощей святителя и Чудотворца Николая. 19 декабря храм вновь встречает жителей поселка, гостей, чтобы в соборной молитве к угоднику Божию низвести на нас его благодатную помощь.
Поселок Криничная, май, 2007 год.
Микроавтобус 20-го маршрута везет нас в Ханженково. Пересаживаемся на 18-й маршрут и едем до остановки ПВП. Здесь нас встречает председатель КСОНа Петренко Валентина Павловна. Мы рассказали ей о цели нашего визита.
Согласно ведомости о церкви 1911 года, здесь, в поселке Буроз в 1902 году на средства Горнопромышленного общества был открыт Молитвенный дом в честь чудотворца Николая угодника. Осталось ли что-нибудь от этого здания? Где оно находится, и есть ли в поселке старожилы, кто бы мог что-либо рассказать о нем?
— Со старожилов мы и начнем. Здесь неподалеку, на улице Мичурина, живет Любовь Кузьминична Кисенкова, идемте.
Мы переходим дорогу, Валентина Павловна рассказывает и показывает, что сделано КСОНом:
— Школьники заложили фруктовый сад, организовали вывоз мусора, следят за чистотой улиц… А нас поразила звенящая тишина, безмолвие. И невольно вспомнился рассказ об этом поселке краеведа Дмитрия Бусыгина.
Менее 100 лет назад здесь кипела жизнь. Екатериновское Горнопромышленное общество, одно из крупнейших в Донбассе, учрежденное в 1896 году на выкупленной у землевладельца Шмидта и арендованной у крестьян сел Марьевка и Зеленое Поле земле, построило шесть шахт, самыми мощными из которых были «Капитальная» и «Шмидта-3». Работало 240 коксовых печей, промывательная и брикетная фабрики, центральная электрическая станция, механические мастерские, химическая лаборатория с системой для очищения воды, горноспасательная станция, паровозное депо.
Мы пришли на улицу Мичурина. Под развесистым орехом садимся на лавочку и Любовь Кузьминична, несмотря на свои 84 года, вспоминает:
— Девчонками приходили к храму. Станем на пороге и смотрим. Горят свечи, множество икон. Иконы большие, красивые.А когда закрыли, в 30-е годы это было, иконы люди разобрали по домам. В наш дом попала икона Николая Угодника. Однажды случился пожар. Сгорело все. Сижу во дворе, плачу. А сын мой, Сергей, Царство ему Небесное, кричит: «Мам, смотри, икона Николая Угодника целая!» Господи, чудо-то какое. Оклад только немножко обожгло. Так она до сих пор со мной.
Любовь Кузьминична согласилась проводить нас к тому месту, где был молитвенный дом. Потихоньку, шаг за шагом мы пришли и, конечно, кроме отдельных разбросаных камней, ничего не увидели.
Любовь Кузьминична дополняет свой рассказ:
— Большинство икон попали в дом к Тимофею Толченкову, диакону Свято-Николаевской церкви. Люди еще долго ходили к нему домой, как в церковь. Да вы к Михаилу Федяеву зайдите. Он, наверное, помнит.
— А как же, помню. Мальчишкой был. В церковь ходил каждый день — там школу открыли. А в выходные и на праздники мать водила к Тимофею Толченкову, диакону.
Много людей у него собиралось. Читали Евангелие, пели молитвы. Многие плакали.
По совету Михаила Егоровича мы идем к внучке диакона Тимофея, Евгении Кобяковой. Проходим дом Тимофея Толченкова, вот и домик Евгении с заколоченными окнами. Вдруг ее нет? Валентина Павловна стучит в калитку.
Евгения Кобякова подтвердила рассказ Михаила Егоровича:
— У деда всегда было много людей. Приходили даже из монастыря Святогорского. Жили по нескольку дней. Когда церковь закрыли, родители принесли в дом икону Сергия Радонежского. Всю мою жизнь она была
рядом со мной. Недавно в дом залезли воры. Вернулась домой, увидела разбросанные вещи. Икона?! А она стоит среди всего этого, вроде ее и не увидели. Вот я ее и увезла к дочери, в Ленинград.
Художник Николай Аносов, глубоко интересующийся историей поселка, передал нам фотографию служащих Екатериновского Горнопромышленного общества. Среди них — священники Андрей Шевкаленко и Николай Хилькевич. Священник Андрей Шевкаленко упоминается в ведомости о церкви: «С 1907 года при Молитвенном доме существует двухклассная церковно-приходская школа, открыта поручителем директора Августа Францевича Буроза. Закон Божий преподает священник Андрей Шевкаленко. В 1911 году в этой школе находилось 412 детей, в том числе мальчиков 250 и девочек 162».
Прошло немногим более года, и 27 октября, в день праздника Воздвижения Креста Господня Валентина Павловна пригласила нас приехать в поселок. На благоустроенной территории, в цветах стоял Крест Господень в память о молитвенном доме, разрушенном в страшные годы богоборчества от православных христиан поселка, освящение которого совершил архимандрит Панкратий (Нелюбов).
Этому дню предшествовала большая работа как комитета самоорганизации населения во главе с Валентиной Павловной, так и райадминистрации Советского района во главе с председателем Владимиром Гизоевым, депутатом горсовета Тарасом Сизоненко, жителями поселка, учащимися общеобразовательной школы №19, которые приняли участие в субботнике по благоустройству территории.
И, конечно, особая благодарность руководителям Государственного предприятия «Укр-шахтогидрозащита», водоотливного комплекса шахты Советская, которые отказались дать интервью, скромно заметив, что они это сделали для жителей поселка, для нашего общего духовного возрождения.
История о молитвенном доме не окончена. В этом году, на водосвятном молебне в честь праздника Рождества Богородицы, который теперь проводит ежегодно на поселке Буроз у воздвигнутого Креста настоятель Свято-Казанского храма благочинный Макеевского округа архимандрит Панкратий (Нелюбов), Валентина Петровна поделилась сокровенной мечтой: пусть не храм, небольшую часовенку воздвигнуть на этом месте просит она Бога.
Пройдет какое-то время, и, возможно, мы пригласим вас на освящение храма в честь Николая Угодника, и вы приедете в поселок… не знаю, как назвать его. Он был Екатериновкой, в честь Екатеринского общества, в наше время это Кировск, но все почему-то знают его, как Буроз, и называют так до сих пор.
Поселок им. Кирова (Буроз),
сентябрь, 2008 год.
Раиса БЕЛОБРОВА, редактор православной телепрограммы “Благовест”.