Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.
В одной из своих проповедей Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион сказал: «…В Макеевке проживает особый народ, в котором есть особое чувство преданности, верности, любви и заботы о Храме Божием, о вере православной, стремление ко спасению и наследию жизни вечной».
Как точно подмечено. История всех храмов города доказывает это, и особенно — Свято-Казанского.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Единственный, который не закрывался никогда. Храм был открыт зимой 1941 года. Да, да, не удивляйтесь. Его открыли немцы на оккупированной территории города. Следовательно, предположили мы, макеевчанам, которые помнят, как это всё было, должно быть где-то лет 75. И они должны жить где-то рядом с храмом. Вот мы и отправились на улицы Коксостроев-скую, Транспортную и Пионерскую. Результат превзошел все ожидания.
Шел 1932 год. Год начала строительства Макеевского коксохимического завода. Нужны были рабочие руки, а в городе было много беженцев из голодных районов России и Украины. Курск, Киев, Орел, Херсон… Ехали отовсюду в надежде получить работу. Завод строит по улице Транспортной четыре больших, двухэтажных деревянных барака. В каждом 2 подъезда по 4 квартиры, которые были разделены еще на 4 комнаты. В комнате — семья, а все остальное общее. Предполагалось, что это все временно. Но затем бараки оштукатурили, покрасили. Пока они были на балансе завода, делался текущий ремонт. Затем их взяло на свой баланс ЖКХ и… забыло. Из временного жилье стало постоянным. Вот уже почти 80 лет.
За эти годы многие съехали. Молодежь стремилась приобрести другое жилье. А дети беженцев так и остались доживать в них свой век. От них мы и узнали, что в 11-й дом зимой 1941 года пришли немцы. Из первого подъезда выселили людей в рядом находящийся Дом учителя (он цел до сих пор). Между этажами убрали потолок и открыли … церковь. Лидия Поливанова, семью которой выселили немцы, вспоминает: «В сорок первом, осенью, когда немцы подступали к городу, были сильные бомбежки. Мы прятались в здании детского сада, здесь, рядом. А когда немцы нас выселили, мы жили в Доме учителя, там были большие подвалы. В 43-м, когда немцев погнали и шли жестокие бои, мы прятались уже в этих подвалах.
Закончилась война. Православная община Свято-Казанского храма решила официально зарегистрировать церковь. Как свидетельствуют документы, это было в апреле 1946 года.
Церковь продолжала находиться в доме 11 до рокового лета 1954 года.
Вспоминает Надежда Деревянко:
— Мы жили в доме 9, рядом с церковью. Помню, меня будит соседка, тетя Шура Тужина: «Надя, вставай, выходи, церковь горит». Мама моя, Варвара Кобзарь, была на заводе, в ночной смене (работала на углеподготовке). Выскочили на улицу, а тут и мама бежит: отпустили с работы. Лидия Поливанова добавляет:
— Во второй половине дома жила Полина, она пела на клиросе. У нее был умственно больной сын. Держал на чердаке дома голубей. Говорят, что это мог сделать он. Может, поэтому храм горел как-то с креста, иконы пытались выносить, но не помню, спасли ли что.
— Выносил мой дедушка, пономарь, — рассказывает Лидия Оноприк (проживает рядом, по улице Коксостроевской). В 1954 году я окончила металлургический техникум и получила направление в Мариуполь. Осенью этого же года приходит письмо от дедушки Тихона Семеновича Дронова. Он пишет: «Дорогая внученька, пишу тебе письмо и плачу. Сгорела наша церковь. Я успел вынести только несколько икон. Пока приехали пожарные, церковь сгорела». Служил мой дедушка с отцом Петром, фамилии не помню. Для нас дедушка был как отец. Это он нас, сирот, привез из Кур-ской области назад в Ма-
кеевку, как только ее освободили. В Курской области я потеряла родителей, сестру, брата. До сих пор со слезами вспоминаю, что нам пришлось там пережить. Лучше бы мы туда не выезжали.
Батюшку Петра помнят многие. Он не проходил мимо детей, каждого о чем-то спросит, благословит, погладит, скажет теплое слово. Когда Церковь сгорела, в этом же 1954 году заключается купчая на домик, здесь же, по Транспортной, 17, теперешнее здание Свято-Казанского храма. Его продала православной общине семья Кошелевых.
— В этом храме, продолжает Лидия Оноприк, — я венчалась в 1959 году. Венчал не батюшка Петр, а другой. Имени не помню.
— Отец Петр Дуравкин в этой церкви прослужил еще лет 20, — вспоминает теперешний настоятель храма, архимандрит Панкратий (Нелюбов). — Это храм, хранимый Господом Богом и нашей заступницей Матерью Божией. Здесь служили в определенный период времени, наверное, человек 160 священнослужителей. Думаю, нет храма в нашем городе, и не только в городе, во всей Донецкой епархии и за ее пределами, священнослужители которого не прошли бы школу пастырского служения в Свято-Казанском храме.
Это был единственный храм в городе, который вновь открылся после пожара в 1954 году, году, когда июльский Пленум ЦК КПСС вынес Постановление «Об улучшении научно-атеистической пропаганды».
Началась новая волна гонений на Церковь Христову. Травля и аресты верующих, публичные оскорбления священников, закрытие храмов напомнили людям старшего поколения события 20-30-х годов.
Но эта волна богоборчества не затронула Свято-Казанский храм. И все эти годы звучат в храме слова благодарности «Приидите, вернии люди, прославим Всемилостивую Заступницу рода Христианского, Преблагословенную Чистую Деву Марию».
И люди шли. Были дни, когда на исповедь приходило 700 и более человек. Выходили священники во двор храма, все не вмещались в храме, и до последнего человека совершали Таинство Покаяния.
В храме и сейчас многолюдно. Ведь Казанская икона Божией Матери принесла великое множество помощи, заступления во всех бедах, скорбях и печалях множеству народа, кто притекал с верою и любовью к Ее Покрову. Много сейчас в городе храмов, а люди едут в Свято-Казанский, который является как бы олицетворением силы православия, верности и преданности Святой Матери Церкви. Это здесь мироточит храмовая икона Божией Матери «Казанская». Она находится в алтаре, а на большие, двунадесятые праздники ее выносят в храм. Почитается в храме и икона «Всех скорбящих радость». Как она оказалась в храме, кто ее принес — никто не знает. На обратной стороне ее написано, что это список с иконы, находящейся на горе Афон в Греции. И еще. Эта икона была написана ко дню коронации императора Николая II, в дар ему. Именно в этом храме появилась первая икона «Спас Чернобыльский».
Выстояв во времена богоборчества и воспитав в своих стенах множество священников за эти годы, Свято-Казанский храм стал истоком, началом их духовной жизни. Да и настоятель храма, архимандрит Панкратий (Нелюбов) своим отношением к совершению церковных треб, проведению Богослужений, отношением к людям, своими духовными проповедями — искренними, горячими, трепетными, вдохновил многих на путь служения Богу. Это как бы о нем строки одного из стихотворений протоиерея Николая Катальникова:
Сердце, разорвись на куски в руки, Руки, к тебе протянутые.
Если кому-то холодно будет, Стань для него пламенем.
За более чем тридцатилетний путь служения Богу, Церкви нашей Православной отец Панкратий наставил на путь истинный не одну сотню человеческих душ. «Коль Господь решил, чтобы я продолжил свой путь в иноческом звании, — говорит батюшка, — это дает мне духовную силу, чтобы молиться за всех страждущих и скорбящих, а многовековой опыт иноческого жития помогает нам, духовным наставникам, указать прихожанам путь к спасению, спасению через любовь и молитву».
Февраль еще раз напомнил, что еще зима, пусть даже ее последние дни. А сердце уже рвется навстречу весне, так хочется тепла, света, длинных дней, набухших почек, голубого неба. И такое счастье, что есть храм, где душа согревается, оттаивает, а обилие цветов как бы переносит вас в другое время года. Так бывает 22 февраля в Свято-Казанском храме. В этот день Святая Православная Церковь чтит память преподобного Панкратия Печерского, а это значит, что у настоятеля Свято-Казанского храма, благочинного Макеевского округа архимандрита Панкратия (Нелюбова) день Ангела. Службу в этот день возглавляет настоятель храма, Ему сослуживают клирики храма отец Николай Самбурский и протодиакон Сергий Нелюбов. И вот уже звучит тропарь в честь преподобного Панкратия Печерского, а затем и духовная проповедь отца Панкратия (Нелюбова), пылкая, проникающая в сердце, зовущая к ответу на поставленный вопрос. И от того, что мы ответим, зависит вся наша дальнейшая жизнь.
— Нужно глубоко задуматься, правильно ли мы живем в этой жизни, чего в нашем сердце больше — земного тяготения и желания земных страстей и вожделений или небесного, божественного? И нам станет ясно, кто мы на самом деле. И если мы хотим быть с Богом, значит, нам следует перед Ним принести покаяние свое и сказать: “Господи, в немощи пред Тобою предстою, в оскудении и духовном, и телесном, и чувственном. И Ты только один, Господи, мне есть и благ, и отец, и добродетель. И все благословение Твое да пребудет на мне только для пользы спасения моей души”.
Февраль, 2007 г.
Раиса БЕЛОБРОВА,
редактор православной
телепрограммы “Благовест”.