«Закон любви один для всех,
И если мы его нарушим,
Господь нам не прощает грех,
Но страсть терзает наши души!
Ее не бойтесь, господа,
Романо рат — такая сила,
По-королевски нас она
Бесценным даром наградила…» — так душевно звучат уже ставшие известными среди макеевчан строки «Гимна цыганской женщине». Его автор – прекрасная Наталия Варакута, Председатель Донецкого культурно-просветительского общества ромских женщин «Мирикля». Именно этими строками поделилась Наталия на фестивале «Амэ-Рома» («Мы – цыгане»), который стал заключительным аккордом проекта «Рома Донбасса» — победителя конкурса грантов губернатора Югры.
— Наша организация работает уже двадцатый год, — рассказывает Наталия Варакута. – «Мирикля» в переводе с цыганского означает «бусы». Это очень символично, ведь мы, ромские женщины, собираемся вместе, как бусинки, и пытаемся сделать что-то хорошее для своей семьи и для окружающих, делимся творчеством и плетём изящное «творческое ожерелье». Их отражение – в проекте «Рома Донбасса», который направлен на сохранение и развитие цыганских традиций, языка, истории и популяризацию цыганской культуры среди населения Макеевки и Донецкой Народной Республики.
ГРАНТ ОТ ГУБЕРНАТОРА
Неудивительно, что проект поддержал грант губернатора Югры. Ведь культура ромов настолько богата и безгранична, что её хочется постичь и прикоснуться к тайне цыганской души.
— Идея проекта «Рома Донбасса» пришла сразу, как только мы узнали о конкурсе на грант. Поскольку наша общественная организация работает довольно давно, а «Театру цыганской песни Луизы Жемчужной» — тридцать лет, основную задачу мы видели в формировании новых, исключительно позитивных стереотипов о нашем народе. Хочется, чтобы люди больше узнали об истории, обычаях и культуре цыган, — поделилась мыслями автор проекта Кристина Яковенко. – Хочу отдельно подчеркнуть, что не существует такого понятия, как «хорошая» либо «плохая» нация. Все мы разные, поэтому хотелось бы донести мысль о том, что среди цыган есть и учёные, и политики, и врачи, одним словом, очень много достойных, культурных и образованных людей.
— Мы гордимся нашей молодежью, — продолжает Наталия Варакута. – Сегодня молодые люди стремятся получить качественное образование и приносить пользу нашему обществу. К примеру, у солистки нашего театра Кристины Яковенко – два высших образования (экономическое и музыкальное). Поэтому ей удалось воплотить в реальность интересные и самобытные мероприятия в рамках проекта.
— Из соображений безопасности в военное время пришлось проводить их в режиме онлайн (от ред. – вы можете ознакомиться с проектом в социальных сетях и на платформе телеграм-канала «Цыгане Донбасса»). Мы совершенно не ожидали, что таким образом сумеем привлечь еще большее внимание к нашим традициям и культуре, — объясняет Кристина.
— Проект состоит из увлекательных лекций, посвященных цыганским традициям, устному народному творчеству, занимательных мастер-классов по цыганскому танцу и круглых столов на тему цыганского фольклора, — отмечает руководитель театра и заместитель Председателя общества «Мирикля» Луиза Жемчужная. – Было приятно, что зрители и наши подписчики открыто делились своим мнением в комментариях, поддерживая наши инициативы.
— В Макеевке живут цыгане-плащуны, влахи, сэрвы, кишиневцы – всего порядка десяти этнических групп. Среди нас – представители самых разных профессий, в том числе поэты и писатели, благодаря которым мы можем насладиться старинными долевыми цыганскими балладами, к примеру. Но в обществе по-прежнему существуют стереотипы о цыганской нации, которые мы стремимся развеять. Даст Бог, война закончится, наступит мир, и мы будем жить здесь в мире и согласии рядом с другими национальностями, — делится мыслями Наталия Варакута.
Стоит сказать, что поддержать общество «Мирикля» приехали ромские женщины — представители цыганских общин Мариуполя и Луганска. В итоге нам удалось пообщаться с гостями и организаторами встречи и раскрыть некоторые секреты прекрасной цыганской души.
«МЫ ЖИВЁМ С ПЕСНЕЙ»
— Какие старинные предания сохранились у макеевских цыган?
— В беседе об устном народном творчестве народа рома, одна из наших цыганочек вспомнила удивительный рассказ своей бабушки, — вспоминает Наталия. — Во время Великой Отечественной войны цыгане кочевали и табор преодолевал большие километры пути на бричках. В одной такой поездке героиня предания увидела, что на бричке сидит барашек. Она очень удивилась его появлению, обрадовалась и начала гладить. Как вдруг внезапно барашек прыгнул на лошадь, испугал её, она заржала и повернула в другую сторону. Оказалось, что таким образом они спасли свой табор от фашистов, которые были впереди.
— Затрагивая тему войны, любопытно узнать ваше мнение о том, что рома много веков называют себя народом-пацифистом. Это действительно так?
— Абсолютно верно, — согласилась Председатель общества «Мирикля». — Мы миролюбивы и высоко ценим человеческую жизнь, потому как очень религиозны. Для того чтобы цыганский мужчина принял решение пойти на войну и взять в руки оружие, требуются очень серьезные причины – когда он видит, что под прицелом его семья и страдают его дети. Ведь, как правило, мы не выносим ссор из избы, все свои разногласия стараемся решить внутри, не вовлекая в конфликты других людей. Самая главная традиция цыган – это уважение к старшим. Поэтому у нас есть такая инстанция как цыганский суд (одно из названий – Сэндо), на котором собираются умудренные опытом и годами мужчины, они разбираются в конфликтной ситуации и выносят решение. Тот, кто обязан понести какие-либо обязательства по решению суда, божится. Если виновник не держит слова или лжет, его считают пробожником и отстраняют от цыганского общества. Такой человек может прийти в семью, его угостят пищей, но посуду потом выбросят и руки не подадут.
— А почему сегодня среди вас нет цыганских мужчин?
— У нас принято, что женщины и мужчины сидят за разными столами. Ведь у девушек – свой разговор, связанный с бытовыми хозяйскими делами, заботой о детворе и творческой реализацией, — отмечает Луиза.
— Интересно, все ли фильмы о ромах правдивы и действительно отражают быт и культуру цыганского народа?
— Нет, не все. Наиболее правдивая – легендарная кинокартина «Табор уходит в небо», — делится мыслями руководитель цыганского театра. — А вот, к примеру, российский телесериал «Кармелита» имеет некоторые неточности – в языке, в произношении, в обычаях. К тому же цыганская девушка никогда не наденет юбку без подъюбника.
— В чем секрет цыганского танца, душевной глубины цыганских песен?
— Это целый мир, имеющий свою историю, язык, свои особенности. Мир, которому мы не перестаем удивляться до сих пор, – говорит о цыганском танце Луиза Жемчужная. – В нём соединены яркость и красота Индии, страстный горячий напор испанского танца, салонная венгерка. Несмотря на кажущуюся спонтанность, жанр цыганского танца имеет свои каноны, характерное развитие темпа. Медленный в начале, он кипит и разливается, мчится к своему завершению, достигая страсти. Талант к пению и пляске цыгане впитывают с молоком матери: малыш ещё только ползает, а уже поводит плечиками и что-то напевает… Мы живем с песней.
— У нашего народа действительно очень много этнических групп, — продолжает мысль Луиза Жемчужная. — Мы различаемся немного в наречии, каких-то мелочах, традициях, но душой едины. Мы русские цыгане, и тоже своих не бросаем. Никого и никогда! Общаемся, созваниваемся из самых разных уголков света. Ни один гость не уйдёт, не попив чая в цыганской семье. Мы очень дружны, всем хватает места под большой цыганской звездой.
Убедиться в этом можно было на фестивале «Амэ Рома». Все гости прониклись зажигательными ритмами цыганских танцев, полюбовались красочными костюмами, согрели серд-це в нежных мотивах цыганской скрипки Артура Тютюнника.
Завершить наш очерк о ярком знакомстве с цыганской культурой в рамках проекта «Рома Донбасса» хотелось бы строками «Гимна цыганской женщине» (автор – Наталия Варакута):
«…Мы в пляске душу отведем,
Чечеткой бешено пройдемся,
И песню сердцем пропоем,
Но там, где плакать, — засмеемся!
Себя стараюсь победить,
Но сердце снова что-то шепчет,
Наверно, хочет повторить:
«Вернее нет цыганских женщин!»
Алиса САДЕКОВА.