Недавно в одном из интернет-сообществ велопутешественников появилась короткая заметка о том, что наш земляк проехал почти три тысячи километров из Макеевки в Архангельск. Кто же этот неизвестный велосипедист?
Им оказался Александр ГРИГОРЕНКО, макеевский художник, о работах которого мы рассказывали на страницах нашей газеты.
– Насколько я могу судить, вы не первый год занимаетесь велопутешествиями?
– Как и большинство, велосипед освоил в детстве. Уже после армии увлёкся велотуризмом. Тогда же, около двадцати лет назад, у меня были первые дальние поездки. Первая одиночная – путешествие по Крыму, а вторая – с товарищем, вокруг Азовского моря. Через Мариуполь и Джанкой добрались в Керчь, переплыли на пароме и вернулись обратно.
Потом в 30 лет я женился: семья, работа в шахте – как-то не было времени велотуризмом заниматься. И вот, выйдя на пенсию, вспомнил старое увлечение, помимо рисования. Почитал, подготовился – и в прошлом году осуществил пробную поездку на Северный Кавказ, около 1700 км. В этом году поехал подальше и более уверенно.
– Из Архангельска вы вернулись недавно. Почему именно осенью решили ехать?
– Выехал я 19 сентября. Люблю ездить на велосипеде именно осенью: ни мошек, ни комаров, ни клещей. Красота вокруг. Дышится легко. А главное – не жарко! В жару и ехать тяжело, и можно солнечные ожоги получить.
– Сколько времени заняло путешествие?
– В дороге был 20 дней. Правда, однажды в Архангельской области из-за дождя целые сутки пришлось провести в палатке. За три дня до финиша! Вообще, дождь и встречный ветер – это главные враги велосипедиста.
В среднем, в сутки получалось проехать около 140 километров.
– Через какие города проходил ваш маршрут?
– Станица Вёшенская, Борисоглебск, Тамбов, Моршанск, Шацк, Касимов, Муром, Владимир, Суздаль, Иваново, Ярославль, Вологда, Холмогоры, Новодвинск, Архангельск и многие посёлки.
– Какие впечатления были во время поездки? Всё-таки большую часть страны с юга на север проехали.
– Впечатлений масса! Вот чем и отличается поездка на велосипеде от поездки на машине. В автомобиле сидишь за стеклом, как в аквариуме: звуков не слышишь, запахов не ощущаешь. На велосипеде ты ближе к природе. Я за 20 дней ни разу не ночевал под крышей – всё время в палатке, хотя и дожди, и морозы были. Единственное – в магазины заходил и обедать старался в кафе.
У меня с собой была газовая горелка, а также чай, консервы, печенье, колбаса, сыр.
Режим был такой: в 6 утра подъём, час на завтрак и сборы, и около 7 часов выдвигался в путь. Пару часов кручу педали, потом можно подкрепиться шоколадным батончиком. И потом ещё два-три часа еду. В полдень старался где-то остановиться, чтобы пообедать и зарядить телефон. И снова в путь, часов до четырёх-пяти кручу педали.
С ночлегом каждый раз приходилось импровизировать на новом месте. Найти полянку, поставить палатку, что-то подремонтировать, ту же цепь смазать, помыться-постирать. С гигиеническими процедурами, к слову, особых проблем не было: заранее покупал по пути 5-6-литровую бутыль воды, этого вполне достаточно.
– Ну, нам, макеевчанам, не привыкать к дефициту воды. Дорога сложная была? По рельефу, качеству покрытия?
– В основном везде дороги хорошие. Попадались, конечно, участки, где шёл ремонт – на них, разумеется, сложнее – но процентов девяносто пять дорог – это асфальт.
В плане рельефа – тяжелее всего ехать по нашим Республикам, по Ростовской, Воронежской областям: постоянные спуски и подъёмы. Дальше уже местность выравнивается и за день можно больше проехать.
Самое интересное было в путешествии – посещение старорусских городов.
Во Владимире посетил Успенский собор – старинный, величественный. Там захоронены князья, митрополиты Владимирские.
Суздаль очень понравился – красивый, древний город.
– Какие-то дорожные приключения были? Что запомнилось больше всего?
– Ехал по трассе на севере Вологодской области, причём трасса довольно оживлённая, и метрах в десяти передо мной медведь выбежал на дорогу. Я растерялся: то ли за фотоаппарат хвататься, то ли за газовый баллончик. А он мимо пробежал и скрылся. Примерно через километр заехал в придорожное кафе пообедать и разговорился с местным жителем. Он говорил, что лосей здесь много, а вот ни одного медведя ни разу не видел, хотя и прожил здесь всю жизнь.
В Архангельской области однажды попался участок дороги, километров в сто длиной. Ни посёлка, ни деревни – сплошное безлюдье. По сторонам дороги полулес, полутундра. И посередине этого участка стоит знак «Туалет через 50 км».
Посмеявшись, мы продолжили беседу.
– Техника не подвела в путешествии?
– Нет, слава Богу. Ни разу колеса не пробивал даже.
Важно правильно велосипед подготовить и настроить. Когда нужно пять километров проехать, то, по большому счёту, неважно, какое седло и как руль установлен. А если в день проезжать по 120-140 км, то каждая мелочь имеет значение. Я считаю, что 50% успеха заключается в правильной посадке.
И полноценный рацион важен. Если неправильно питаться – возникнут проблемы со здоровьем. Важно получать не только белки и углеводы. С потом вымываются необходимые микроэлементы: натрий, калий, магний. Организм пересушивается, кровь густеет, а это нагрузка для сердца. Чтобы этого не произошло, я использовал изотоник. (Изотоники – растворы необходимых человеку минералов, предназначены для поддержания водно-солевого баланса и восполнения электролитов во время занятий спортом, – прим. автора).
Благодаря этому у меня не болели ни суставы, ни спина, хотя за время поездки и похудел на три килограмма.
Ну, и запас лекарств также необходимо предусмотреть.
– Перед таким дальним выездом какие-то тренировки были?
– Я на велосипеде круглый год езжу по 10 километров в день. Перед выездом увеличил нагрузку – проезжал по 20 км. У меня организм привыкший, поэтому каких-то специальных тренировок не было.
– На сегодняшний день это рекорд?
– Да, и есть желание продолжать. На следующий год планирую поездку на север, пока не буду говорить куда, но подальше хочу поехать. Вокруг столько интересного, так что нечего дома сидеть. У нас, кстати, в Луганской области, под Лутугино, места красивые. Горы самые настоящие, не хуже, чем на Кавказе. Я сначала думал, что это терриконы.
– Не было перед дорогой сомнений: да зачем оно мне нужно? Спокойней ведь дома сидеть.
– Нет. Я не понимаю тех людей, которые дома сидят, у которых нет никаких интересов. Я вот ехал по старым российским городам, наблюдал, как от области к области меняется резьба на домах. Смотрел, как люди живут в тех краях.
В Архангельске у меня был почти целый день свободный перед поездом (Александр возвращался на поезде до Ростова-на-Дону и автобусом до Макеевки, – прим. автора), и я посетил художественный музей. В нём есть небольшая, но очень интересная коллекция северных икон, как живописных, так и резных. Я таких больше нигде не видел.
– Дорожные впечатления вдохновят вас на новые картины?
– Скорее всего! В прошлом году у меня были работы после поездки на Кавказ. Надеюсь, в этом году тоже какие-то особые впечатления нарисую.
Беседовал Денис КОЛОДЯЖНЫЙ.