Театральный сезон 2023-2024 для Донецкого республиканского академического молодежного театра был очень насыщенным гастрольными и фестивальными поездками, работой над новыми постановками.
Подробности — в интервью генерального директора-художественного руководителя театра Владислава СЛУХАЕНКО.
— 52-й театральный сезон для театра был успешным и очень насыщенным. Чем он отличался?
— В отличие от предыдущего, полностью гастрольно-фестивального сезона, мы, наконец, смогли открыть двери театра в Макеевке для нашего зрителя, чему очень рады. И пусть пока что можем принять ограниченное количество гостей, что связано со многими факторами обеспечения их безопасности, но надеемся, что в скором времени ситуация изменится и мы сможем видеть зрительный зал полным. Кстати, в этом сезоне мы ввели услугу продажи билетов онлайн, так что теперь не обязательно приезжать в кассу, чтобы приобрести билет на наши спектакли.
Наладить показы на базе было сложно по нескольким причинам. У нас к этому времени уже был сформирован довольно плотный график гастролей, подтверждены приглашения на участие в весомых Международных театральных фестивалях. И, кроме этого, многие спектакли нужно было успеть, по сути, восстановить, поскольку их давно не играли, да и кадровые замены произошли. Но мы со всем справились. Каждую субботу и воскресенье у нас выходили спектакли как для детей, так и для взрослого зрителя.
Рабочий график с открытием нашей сцены уплотнился, гастрольные поездки продолжились. Участвовав в программе «Большие гастроли», мы показали свои лучшие спектакли в 12 городах разных регионов Российской Федерации для 10 тысяч зрителей. Теперь, что такое Донецкий РАМТ, знают не понаслышке не только в Санкт-Петербурге, Москве, Севастополе, Ялте, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Орле, Курске, а и в Сургуте, в Когалыме, Ханты-Мансийске, Новосибирской области.
Справка «ВМ сегодня»:
Екатерина Гулай стала обладательницей специального приза жюри V Международного фестиваля камерных театральных форм фестиваля «Островский — FEST» в номинации «НАДЕЖДА ТЕАТРА» за роль в спектакле «Случайный человек».
На VII Всероссийском фестивале «Театральное Прихопёрье» — главный приз — приз губернатора Саратовской области Романа Викторовича Бусаргина — в номинации «ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ» получил спектакль «Левша».
Лучшим спектаклем для детей и подростков эксперты Музыкальной премии и фестиваля «Музыкальное сердце театра»
(г. Прокопьевск) признали спектакль «Кошка, которая гуляет сама по себе». Его режиссер-постановщик — заслуженный работник культуры ДНР Алексей Аришин.
На VI Большом Детском фестивале (Санкт-Петербург) лучшим музыкальным спектаклем для детей в младшей возрастной категории стал наш спектакль «У ковчега в восемь». Режиссер — Арутюн Киракосян.
На VIII Международном театральном фестивале «Любовь, что движет солнце и светила». Диплом в номинации «Лучший спектакль для взрослой аудитории» получил спектакль «Шахтёрская дочь» по поэме Анны Ревякиной. На этом же фестивале Диплом имени Ксении Васильевны Торской в номинации «За лучшую режиссёрскую работу» вручили режиссёру-постановщику Максиму Ждановичу за постановку вышеупомянутого спектакля.
В городе Сергиев Посад на Х Международном театральном фестивале «У Троицы» спектакль «Левша» получил специальный приз «за образность и глубину прочтения русской классической прозы».
— Владислав Алексеевич, какие новые проекты были реализованы в этом сезоне?
— При поддержке Президентского фонда культурных инициатив в этом сезоне мы смогли закончить постановку спектакля «Шахтерская дочь» – о событиях, начавшихся у нас, в Донбассе, в 2014 году. При грантовой поддержке фонда у нас прошло три гастрольных тура по 18 городам РФ, где смогли показать постановку более 8 тысячам зрителей.
Зрители везде нас принимали очень тепло, хотя реакция в начале показа была разная. Вот в Ялте, где нас хорошо знают, за весь спектакль зал не шелохнулся. Первые аплодисменты прозвучали в полной тишине уже на поклоне артистов. Было ощущение, что зрители боялись разрушить тонкую ткань спектакля. Отзывы о нужности и важности постановки на сайте театра и социальных сетях мы получаем до сих пор. Так что в новом сезоне показы «Шахтерской дочери» еще продолжатся в городах РФ.
— Пополнение копилки наград также продолжилось?
— От некоторых предложений в связи с насыщенным графиком нам пришлось отказываться, но все же в девяти престижных Международных театральных фестивалях мы приняли участие и очень успешно. Театральную копилку наград пополнили 4 Гран-при, 4 специальных приза и Международная театральная премия.
— Какое событие уходящего сезона стало самым ярким?
— Событий ярких было много, но, пожалуй, для труппы это был показ нашего спектакля «Левша» на сцене театра имени Евгения Вахтангова в рамках VII Всероссийского фестиваля-конкурса «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Еще несколько лет назад появление актеров из Макеевки на лучшей театральной сцене страны было невозможным. Мы все это понимали. И когда актеры вышли на эту сцену, внутреннее напряжение и особое отношение к происходящему очень чувствовалось. Все с особенной отдачей отработали спектакль. Тогда отсматривались 12 лучших спектаклей молодых режиссеров страны за два сезона, и даже попадание в это число уже почетно. Мы получили высокие отзывы критиков и продолжение истории гастролей и показов «Левши».
— Вы продолжаете сотрудничать с театрами других регионов России?
— Мы уже несколько лет сотрудничаем с коллегами из Няганского театра юного зрителя и Российского академического молодежного театра. Результатом этого стали не только стажировки наших специалистов на базах этих учреждений, но и творческие проекты. Два года подряд наши артисты в апреле отправляются в Нягань для участия в проекте «Спасибо, я живу!», посвященного Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Это программа-вербатим, где няганцы рассказывают о подвигах своих родных в ту, ушедшую в историю, войну, а наши ребята делятся тем, как мы живем здесь в условиях СВО. Для детей и подростков из ХМАО и ДНР мы проводили конкурс «Я -Драматург». А результатом сотрудничества с РАМТом стала работа главного режиссера театра Марины Брусникиной по рассказу В. Астафьева «Ясным ли днем». Этот спектакль мы планируем представить нашим зрителям уже в новом, 53 театральном сезоне.
— На базе театра возобновлена работа театральной студии «Отражения». Кто может посещать её?
— Да, студия вновь работает и заниматься в ней смогут школьники от 14 лет, пройдя предварительный отбор. Сейчас там занимается более 20 человек, и довольно успешно. У них уже имеется весомый перечень дипломов фестивалей и конкурсов. Ну а в прошлом многие воспитанники студии, работавшей при театре, выбрали для себя актерскую профессию и пополнили нашу труппу.
— Сезон завершен, все уходят в отпуск?
— Уходят в отпуск, безусловно. Нужно отдохнуть после такого плотного сезона. Но недолго. Уже в начале июля мы ждем приезда постановочной группы из Севастополя и начала работы над новым спектаклем. Кроме этого, мы готовимся к поездкам во Владикавказ для участия в первом Всероссийском театральном фестивале «Вахтангов. Путь домой» и во Владивосток на Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Место силы — Владивосток»!
Новостей будет много, так что надеемся, что новый сезон будет не менее насыщенным и для нас, и для наших зрителей.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех сотрудников нашего театра за отличную работу в очень напряженном ритме. Также выразить искреннюю признательность за сотрудничество и поддержку Министерству культуры Россий-ской Федерации и Министерству культуры Донецкой Народной Республики, Президентскому фонду культурных инициатив, РОСКОНЦЕРТУ. До новых встреч в следующем сезоне!
Справка «ВМ сегодня»
За уходящий, 52-й театральный сезон, Донецкий республиканский академический молодежный театр для жителей Донецкой Народной Республики без малого дал 160 спектаклей и концертов, которые посетили более 15 тысяч зрителей.
Татьяна ФАРИСЕЙ,
начальник отдела маркетинга ДРАМТ.