Говорят, что зима – это гравюра, весна – акварельное полотно, лето – рисунок маслом, а осень – яркий пазл из этих картин. Именно такой многогранной и уютной предстает перед нами красавица-осень в фотоработах талантливой художницы, иллюстратора и фотографа Елизаветы Небесной. Ее творческий стиль сияет теплыми оттенками листопада, мягким солнцем сентября, янтарными бликами октября и меланхоличной сладостью ноября. Наверняка, наши читатели успели это отметить, восхищаясь фотоснимками Лизы на страницах журнала и в социальных сетях. О творческих секретах и штилях и штормах вдохновения талантливая художница откровенно рассказала мне во время беседы за чашечкой ароматного кофе.
За кистью – только с вдохновением!
— Лиза, судя по твоим страницам в социальных сетях, ты совмещаешь многие творческие амплуа?
— Да, это так. Меня увлекает фотография, графический дизайн, иллюстрация, живопись, а также оформление личных профилей в инстаграме, а также бизнес-страниц.
— То есть художественное направление – твой творческий «конек»?
— Так было всегда. Талант к рисованию мне передался по наследству от мамы. С детских лет я посещала различные художественные кружки, а также художественную школу. Затем поступила в ДонНАСА, выбрав специальность архитектора. Однако всегда мечтала о карьере дизайнера интерьера и сегодня стремлюсь к этому.
— Интересно, появился ли у тебя свой любимый образ в искусстве за эти годы?
— Да, меня вдохновляют и восхищают осенние пейзажи. Даже первый мой рисунок был осенним. И сейчас я отдаю предпочтение теплым, солнечно-багряным тонам в своем творчестве.
— В твоей авторской коллекции есть работы, особенно дорогие сердцу?
— Их немного. В основном – это пейзажи и панорамы городов, в которых я бы хотела побывать, написанные маслом. Лидируют Санкт-Петербург и Париж. Вдохновение ищу в интернете – начинаю с сервиса Google Maps, рассматриваю фото удивительных красот этих городов, смотрю фильмы с местными пейзажи и творю под впечатлением от увиденного.
— А что насчет произведений талантливых мастеров пера?
— В этом отношении люблю творчество импрессионистов: чувственные работы Клода Моне, чарующие парижские полотна Камиля Писсарро.
— Любопытно, в какой технике ты рисуешь?
— На конкретной технике не зацикливаюсь, рисую интуитивно, чаще всего маслом и акварелью. Главное – это вдохновение. Без него к холсту лучше не подходить.
— Как бы ты описала вдохновение?
— Это такое состояние, когда ты ни о чем не можешь думать, кроме творчества.
— У каждого творца есть свои «фирменные секреты вдохновения». Поделишься своими?
— Когда вся работа сделана, мне нравится включать музыку – радиостанцию «Relax FM», пить чай, гладить кота и ловить свою вдохновляющую «волну».
«Фотография –медитация в кадре»
— Подозреваю, что иногда она накатывает в объективе?
— Да, я все люблю фотографировать: пейзажи, людей, творческие встречи, интересный антураж, красивые детали интерьера.
— У тебя на личной странице в ВКонтакте очень много интересных осенних фотоэтюдов…
— Мне по душе теплые осенние оттенки. Даже ретушь и обработку фотоснимков я предпочитаю выполнять в тонах солнечного октября: теплота, приглушенность, затемненность.
— Любимые фото в твоей коллекции?
— Снимки из путешествий. Они настолько атмосферные, что мне захотелось украсить ими стены комнаты. Не хватает только воздушного снимка в горах, который я мечтаю сделать.
— Где ты обучалась фотоискусству?
— В инструкции к фотоаппарату. Смотрела видеоуроки, читала актуальные заметки по теме. Даже нашла и распечатала словарь специализированных фото-терминов. В портале Pinterest находила интересные кадры и пыталась их повторить. Постепенно практиковала разные «фоторюки» и приемы.
— Как долго ты практикуешь?
— Семь лет.
— Какие фотографы тебя вдохновляют?
— В основном это современные российские фотомастера. В моем профиле в инстаграме можно найти их творческие страницы и полюбоваться нестандартной подачей образов, креативным фотомышлением, удивительными композиционными и цветовыми решениями. Например, Сергей Спирин – он снимает невероятные кадры!
— Один из выдающихся французских фотографов Анри Картье-Брессон говорил, что фотография – это медитация в кадре…
— Абсолютно с ним согласна. Когда я ищу нужный ракурс, либо формирую композицию натюрморта, действительно, можно сказать, что я творчески медитирую. Это словно сеанс арт-терапии для меня.
— Предполагаю, что во время работы с людьми медитировать удается в редких случаях, не так ли?
— Конечно, фотографировать людей гораздо сложнее. Нужно суметь поймать эмоцию, расположить человека к себе, позволить ему раскрыться и помочь раскрепоститься в кадре. Это не дается просто. Нужно быть психологом, обладать прекрасными коммуникативными навыками, чтобы найти к человеку нужный «ключик». По своему внутреннему складу я интроверт и с незнакомцами мне трудно быстро наладить контакт.
— Некоторые «мастера объектива» находят интересные образы в книгах или журналах. Ты тоже пользуешься таким приемом?
— Да, но только если речь идет о произведениях, посвященных другой эпохе. «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, к примеру, все книги Джейн Остин.
— Не так давно на экраны вышел художественный фильм об этой утонченной английской писательнице.
— Я смотрела и даже сохраняла кадры из этой кинокартины, подмечая детали интерьера, сочетание оттенков, удачные ракурсы. К слову, это не единственная киноработа, композиционные особенности которой вошли в мою коллекцию. Кадры из «Служебного романа» тоже в числе моих фаворитов. Как только начала заниматься фотографией, стала обращать внимание на тональность, дизайн и сочетание предметов и образов в фильме.
— На твой взгляд, какое современное кино наиболее эстетично в своих эпизодах?
— Сериал «Энн из зеленых крыш». Знаменитая киноэпопея «Гарри Поттер» — тоже очень впечатляет антуражем и красотой кадра.
«Каждый сезон меняю интерьер в комнате»
— Наверняка, это помогает тебе и в создании иллюстраций?
— В какой-то степени, конечно. В особенности, если дело касается сочетания цветов и оттенков.
— Какая иллюстративная работа стала для тебя необычным творческим вызовом?
— Создание комикса о жизни человека. Было удивительно интересно и в то же время сложно над ним работать, потому что я редко иллюстрирую конкретные персонажи.
— Любопытно, как рождается иллюстрация?
— Сначала придумываю идею. В последнее время это уютные детали, символы осени или то, что близко мне по духу – девушка с фотоаппаратом, к примеру. Затем ищу интересные ракурсы и подбираю цвета. Рисую с помощью специальной программы на компьютере.
— А на бумаге сегодня не работают?
— Это просто гораздо более сложный и трудоемкий процесс. Все равно потом следует ретушировать и корректировать рисунок на компьютере. В итоге на создание иллюстрации уходит больше времени.
— Какие-либо обучающие курсы в этом направлении сегодня актуальны для тебя?
— Конечно, я постоянно смотрю вебинары, принимаю участие в мастер-классах и не только по этой теме – изобразительное искусство, фотодело, дизайн интерьера и даже английский язык – в числе моих образовательных приоритетов.
— Какие творческие эксперименты ты проводишь в сфере интерьерной эстетики?
— Эксперименты касаются пока только моей комнаты. Каждый сезон меняю интерьер согласно времени года, учитывая цветовые тона и символы той или иной поры. Сейчас в моей комнате уютная осень.
— Прежде чем создать дизайн, ты рисуешь макет?
— Конечно. Создаю эскиз в специальной программе.
— Мне вспомнилась известная серия компьютерных игр «The Sims», где можно было не только создавать своих героев, но и строить и даже обустраивать целые дома, продумывая интерьер и детали комнат.
— Вот именно за это я и любила в нее играть. Получалось создавать оригинальный дизайн!
— Как ты проводишь свободное время? С фотоаппаратом?
— Такое часто бывает. Но иногда мы с подругами выходим на пленэр (от ред, — термин, который художники употребляют, когда рисуют природу с натуры), пишем Донбасс-Арену или другие живописные места Донецка. Это еще один способ получить заряд вдохновения. Вообще, каждому хотела бы пожелать чаще наслаждаться природной красотой и следовать творческим порывам.
-Какие еще пожелания у тебя будут для наших читателей?
— Не бойтесь делать то, что приносит удовольствие. Занимайтесь творчеством, потому что это раскрывает ваш внутренний мир и дарит необыкновенные эмоции.
Беседовала
Алиса Садекова.