Заказать рекламу: +7(949) 554-26-07
Оформить подписку: +7(949) 554-26-07
Сотрудничество, партнерство и память о подвигах

В Национальном центре «Россия» 21 апреля в рамках II Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА — СИЛА РОССИИ» состоялась церемония награждения лауреатов и победителей II Всероссийской муниципальной премии «Служение». Награду победителю в номинации «Мужество и героизм — на благо служения Родине» вручил Президент Российской ФедерацииОна выбрала действовать Владимир Путин.
Всероссийская муниципальная премия «Служение» проводится по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина и присваивается выдающимся представителям муниципального сообщества — командам и людям, которые внесли особый вклад в развитие муниципальных образований и повышение качества жизни граждан.
Лауреатом номинации «Мужество и героизм — на благо служения Родине» стала Татьяна АНДРЮЩЕНКО, водитель троллейбуса МУП «Макэлектротранс». 20 мая 2024 года во время обстрела Макеевки Татьяна вела троллейбус по маршруту №2. Взрывы произошли рядом с остановкой «Север». Не растерявшись, она остановила машину, проверила пассажиров, а затем вышла на улицу, где обнаружила раненых — двух молодых людей. Несмотря на угрозу новых ударов, она оказала первую помощь и оставалась рядом до приезда медиков. После эвакуации пострадавших Татьяна вернулась в кабину и продолжила рейс. Этот поступок — пример силы, самообладания и настоящего мужества. В обычной городской профессии она совершила поступок, равный подвигу: когда страх парализует, она выбрала действовать.

ИНСТРУКЦИЯ ИЛИ ИНТУИЦИЯ?
– В тот день я работала на втором маршруте и непосредственно перед обстрелом подъезжала к ЖД вокзалу. Но почему-то остановилась у светофора перед магазином “Север”. И через несколько секунд прогремел взрыв! Я не сразу поняла, что это обстрел, думала, кто-то в салоне троллейбуса балуется, чем-то так громко гремит.
Забегая вперёд, скажу, что только после всего произошедшего я заметила, что лобовое стекло повреждено осколком. Хорошо, что стекло оказалось достаточно крепким и буквально защитило меня от этого осколка. Но это я заметила уже позже.
Ну а в момент обстрела мне было не до этого – я увидела двух молодых парней. Они сильно пострадали – у одного из них лилась кровь из головы, второй был ранен в живот. Я начала оказывать первую помощь – нас учили этому на курсах. Главное – остановить кровотечение. Потом ещё подоспела помощь – мимо ехали военные и помогли спасти ребят. До приезда скорой помощи мы сделали все, что было необходимо, что должны были сделать, – вспоминает Татьяна Михайловна.
После я поехала дальше по своему маршруту – на конечную остановку. А когда заметила трещину на лобовом стекле, отправилась в депо.
– Страшно ли было вам тогда, понимали, что вообще происходит?
– Знаете, после того, что я пережила в 2014-2015 годах в Донецке, эта ситуация была для меня менее пугающей.Она выбрала действовать
– Вы там тоже на троллейбусе работали?
– Да, и тогда мы ездили постоянно под обстрелами. Я работала в Донецке до 2016 года. За это время была свидетелем многих обстрелов города. Наш троллейбусный парк тоже попадал под обстрелы.
Выезжая на маршруты, мы, водители, видели и раненых, но не могли остановиться, чтобы помочь им, так как это было запрещено инструкцией. Мы ведь должны в первую очередь отвечать за своих пассажиров.
Но этот недавний случай на “Севере” был совсем другим. Это были почти дети. Поэтому не остановиться я не могла.
К слову, когда мы в Донецке работали, нам вообще запрещалось что-то делать.
Когда нам сказали включать музыку в салоне для того, чтобы успокаивать пассажиров, я была шокирована этим, потому что музыка нас отвлекает, а в критической ситуации это недопустимо. Музыка мешает сосредоточиться и вовремя отреагировать на опасные звуки.
Так что инструкция инструкцией, но есть же ещё и чисто человеческие реакции. И инстинкты, интуиция, которые могут нас спасти.

ВОЖДЕНИЕ КАК ПРИЗВАНИЕ
– У вас большой опыт вождения?
– Да, с 1991 года работаю. А сейчас вожу грузовой троллейбус.
– А вот сейчас новичкам легко устроиться на работу водителем?
– Знаете, у меня двое дочерей и внук. Я всегда хотела, чтобы мои дочки пошли по моим стопам.
Но с годами я поняла, что они не смогут быть трамвайщицами. И мой внук мечтал пойти по моим стопам, но сейчас ему 14 лет, и он уже не хочет этого.
Для того, чтобы попасть сюда, нужно любить эту профессию. Я в свое время о ней мечтала.
Это со стороны так все легко и хорошо. Но водить троллейбус – это одно, а работать – это другое. Потому что ты отвечаешь за всех людей, которых ты перевозишь.
Сейчас очень тяжело работать, но я думаю, со временем все наладится.
Во-первых, движение на дороге сейчас такое непредсказуемое. Я говорю, если бы у меня была камера, не знаю, что бы я поснимала.
Но сейчас как-то не уважают наш транспорт. Они думают, что если они нас где-то «подрезали», то мы наивны, ничего не понимаем. Да мы можем «бить» каждого второго, кто нас подрезает, и это будет по правилам.
Просто мы этого не делаем и этого не хотим. Не знаю, но чтобы сюда прийти работать, это единственное, что надо – любить эту профессию.
– А автомобиль вы водите?
– Да, и вожу, и ремонтирую его. И после троллейбуса в машине я испытываю какую-то легкость душевную, ведь я не ответственная за полный салон пассажиров, и могу выбирать сама, куда ехать. Но скорость я не люблю, езжу аккуратно. Этот страх появился от того, что в троллейбусе есть такая особенность – если лопнет передний скат, то руль удержать сможет далеко не каждый водитель.
– Как вы думаете, почему среди водителей троллейбусов очень много женщин?
– Никогда об этом не задумывалась. Ну почему это должна быть именно мужская профессия? У нас и женщины сильные, они тоже могут справиться с такой работой. У нас ведь и женщины-трактористы есть, и космонавты.
Но для меня главное, что я люблю свою профессию, и мне все равно – мужская она или жен-
ская. Я вкладываю в нее душу. А то, что мои дети и внуки не захотели здесь работать, это тоже не плохо. Потому что каждый должен выбрать себе профессию, которую он будет любить.
– Есть ли у вас ученики?
– Да, периодически я обучаю новичков. Сейчас у меня их двое. И готова брать еще. Я их научу тому, чему учили меня, подскажу все. Я горжусь своими учениками.
Стараюсь научить их быстрой реакции, чтобы в экстремальных ситуациях они не растерялись. Например, одной из учениц предложила грызть семечки прямо за рулем. И когда у нее произошла авария на линии, она ушла от удара, заскочив на бордюр. Вот так быстро она среагировала!
– Остается ли у вас свободное время? Как вы отдыхаете?
– Я живу в квартире с дочкой, с зятем, внуком, а старшая дочь с двумя детьми уехала в Краснодар.
Для меня отдых – прийти в свою комнату, закрыться и делать то, что я хочу – смотреть сериалы, исторические фильмы, слушать музыку.
– Татьяна Михайловна, как вы видите будущее общественного транспорта?
– Хотелось бы, чтобы транспорт был удобным, безопасным, надежным. Было бы здорово, если бы у нас начали ходить электробусы – они отвечают всем современным требованиям и необходимы в большом городе.
Электротранспорт должен жить. Он самый доступный для бабушек, дедушек, для всех.
– Что для вас значит награда, которую вы получили?
– В Москве мне говорили: «Вы ж понимаете, что вы единственный человек из представителей рабочих профессий?». Среди мэров, губернаторов я была единственным водителем троллейбуса. Я все прекрасно понимаю. Поэтому для меня была большая честь присутствовать там, как для простого человека.

Денис КОЛОДЯЖНЫЙ,
Ильмира НИГАМЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *