Александр Маренков: «Каждая фотография хранит свою историю»

«Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Но лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или в сердце ничего нет», — уверены именитые авторы мировых фотошедевров. А наш бессменный фотокорреспондент Александр Маренков, который подарил «Вечерке» более 20 лет творчества, уверен, что истинный фотограф репортажных снимков должен быть прорицателем, чтобы предвидеть свой кадр в гуще событий.Александр Маренков: «Каждая фотография хранит свою историю»
В коллекции фотомастера – сотни «живых» снимков, которые «дышат» моментом и, кажется, готовы перенести нас в запечатленное объективом прошлое.
Не удивительно, что о таланте Александра Петровича знают не только макеевчане. Подтверждение тому – новые награды именитого фотографа в Ежегодном открытом фотоконкурсе, приуроченном празднованию Дня города Донецка и Дня шахтера (организаторами выступили Управление культуры администрации Донецка, Художественный музей «Арт-Донбасс», Союз фотохудожников ДНР). Отметим, что фотовыставка не проводилась два года. Но благодаря Председателю Союза фотохудожников ДНР Артему Поварову и ХМ “Арт-Донбасс” работы именитых авторов снова покорили зрителей.Александр Маренков: «Каждая фотография хранит свою историю»
I и II место в номинации «Портрет», II место в номинациях «СпасибоАлександр Маренков: «Каждая фотография хранит свою историю» деду за Победу» и «Донецк в объективе» — вот такие дипломы пополнили копилку ценных призов Александра Маренкова.
— Каждая фотография хранит свою историю, — рассказывает Александр Петрович. – Поэтому это нечто большее, чем просто запечатленный момент. В номинации «Портрет» членов жюри поразили глубокий взгляд и благородные черты макеевского шахтера и простого рабочего. Своим достижением считаю то, что не использую Photoshop для коррекции снимков (от ред. — в фотоконкурсах высокого уровня и в некоторых журналах применение этой программы даже запрещено). Ведь искусство фотографа – это умение подметить и увековечить прекрасный момент.

— Заметила, что у вас много фоторабот, посвященных шахтерам и шахтерскому труду…
— Всё потому, что я 17 лет проработал в шахте. Начинал с должности плитового, который принимает и отправляет вагоны, ещё до армии. Дошёл до мастера, исполнял обязанности помощника Александр Маренков: «Каждая фотография хранит свою историю»начальника участка, а затем и заместителя начальника участка. Поэтому во мне живёт шахтер-ский дух, и я всегда с удовольствием делал для «Вечерки» фоторепортажи из жизни шахтеров.
— И как же молодого шахтера увлекла фотография?
— Это очень длинная история. В фотографию влюбился еще в 17 лет. Но с учетом финансовых возможностей семьи, заниматься фотоискусством было накладно. Это сейчас гораздо проще купить хороший фотоаппарат. А было время – приходилось ездить за ним в Москву.
Первым фотоаппаратом стал ФЭД-2. Для меня тогда сам процесс съемки и проявления фотоснимков был чем-то волшебным. Это сейчас всё можно сделать с помощью компьютера. А раньше приходилось дожидаться ночи, запираться в ванной, включать красную лампу… Чтобы из черной пластины сделать видимое изображение, нужно было ее проявить. Весь процесс проявления фотографии проходил в полной темноте. С кассеты пленку перематывали на бобину таким образом, чтобы все витки омывались специально приготовленными растворами. Сначала нужно было обработать ее проявителем, который в своем составе имел бромистое серебро. Данный процесс занимал всего несколько минут. После проявки всю пленку нужно было тщательно промыть проточной водой.Александр Маренков: «Каждая фотография хранит свою историю»
В дальнейшем проводили фиксаж. Он вымывал вещества с пленки, на которые не попал свет. Готовили фиксаж, смешивая тиосульфат натрия с водой, а при необходимости готовый состав дополнительно разбавляли водой. После этой процедуры пленка становилась не светочувствительной. Такие пластины называли негативами, по ним уже можно было заметить некоторые отснятые кадры. Когда все эти нелегкие процессы остались позади, в работу подключали фотоувеличитель. Этот аппарат считался самым главным в процессе проявления фотографий. С помощью негативов и этого аппарата изображения переносили на фотобумагу, после чего получившиеся фотокарточки осторожно опускали в проявитель и ждали, когда появится изображение. Для меня это была настоящая магия! Есть нечто чарующее в том, когда на бумаге постепенно словно из ниоткуда появляется изображение. Фантастика! Дальше полученную фотографию нужно было закрепить фотоглянцевателем и высушить, подвесив на прищепке.
— Хитрый процесс, который действительно похож на колдовство алхимика.
— Именно так. Потом уже, когда служил в армии в авиации в Польше, судьба сама предоставила мне шанс попрактиковаться в деле фотоискусства. Тогда у меня не было своего фотоаппарата, а в части по наследству передавали «фоторужье» — «Смена 8М». Вот мне и выпала честь снимать все значимые события армейской жизни. Конечно, там не было необходимых для этого условий, приходилось не спать по ночам, чтобы кому-то сделать дембельский альбом. Но это того стоило.
После армии уже купил себе фотоаппарат «Зенит». Для этого пришлось несколько месяцев усердно трудиться. И с этого момента фотодело стало моим любимым увлечением, отдушиной, которое со временем переросло в профессию. Наверное, в этом и есть счастье – когда хобби становится работой.
— Понимаю, о чем вы… Но, насколько знаю, вы не только талантливый фотохудожник, но и прекрасный учитель.Александр Маренков: «Каждая фотография хранит свою историю»
— Председатель профкома на шахте пригласил меня вести кружок фотографа в комнате школьника. Затем мне предложили вести фотокружок в ОШ №72. Поначалу я отказывался, ведь никакого педагогического опыта не имел, но все же решил согласиться и попробовать. А по инициативе завуча по воспитательной работе Елены Артеменко мы даже снимали двоечников и опоздавших для школьной стенгазеты. С тех пор моя педагогическая стезя привела меня и в комнаты школьника, и в фотокружок в Доме пионеров. Мне нравилось передавать знания любопытной детворе. Нужно было видеть глаза ребят, когда фотография проявлялась на фотобумаге! Это незабываемые мгновения.
— А как вы стали спортивным фотокорреспондентом?
— Известный тренер по каратэ в Макеевке Александр Осипов пригласил меня в школу каратэ. Даже в трудовой есть отметка, что работал в Федерации каратэ. Там познакомился с известными меценатами, общественными деятелями, бизнесменами. А когда перешел в «Вечерку», круг моих знакомств расширился еще больше. На дни Ханжонкова к нам часто приезжали кинозвезды, известные личности. С некоторыми из них у нас завязались дружеские отношения. Александр Маренков: «Каждая фотография хранит свою историю»Среди них Руслана Писанка, Александр Джигурда, Алексей Колесников. Благодаря Алексею познакомился с советским и российским кинорежиссёром Владимиром Краснопольским. Даже побывал на озвучке его мело-драматического телесериала «Дом с лилиями». Бывало, что мы с компанией деятелей киноискусства устраивали неформальные встречи в мужской компании. Меня всегда удивляло то, что несмотря на всеобщую славу такие люди были простыми и приятными в общении. Вообще профессия фоторепортера подарила мне знакомства с яркими известными личностями, что оставило море впечатлений и незабываемых воспоминаний.
— Можно ли сказать, что репортажная съемка завоевала ваше сердце раз и навсегда?
— В студийных фотографиях, конечно, есть своя прелесть. Игра со светом и композицией – увлекательное занятие. Но мне по душе репортажные снимки. Такой жанр позволяет находиться в центре событий, общаться с множеством людей и чувствовать ускользающий момент.
— В этом и заключается искусство фотографии, на ваш взгляд?
– Искусство в том, чтобы предсказать будущий кадр и остановить прекрасное мгновение.

Беседовала Алиса Садекова.
Фото из архива Александра Маренкова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *